Гигиенические требования к организации работы на персональных электронно-вычислительных машинах (ПЭВМ) и электронных средствах (ЭС) для обучающихся в общеобразовательных учреждениях

Гигиенические требования к организации работы на персональных электронно-вычислительных машинах (ПЭВМ) и электронных средствах (ЭС) для обучающихся в общеобразовательных учреждениях

 

Наши дети живут в компьютеризированном обществе. По данным социологических исследований в России насчитывается порядка более 10 млн. пользователей компьютера в возрасте до 14 лет. Использование ПЭВМ позволяет увеличить объем получаемой информации, индивидуализировать обучение, вызывает познавательный интерес, обеспечивает возможность дистанционного обучения.

В то же время вызывает интенсификацию интеллектуальной деятельности и, как следствие, увеличение нервной и зрительной нагрузки, психоэмоциональный и зрительный дискомфорт.

Можно выделить следующие факторы, влияющие на пользователя электронных средств (ЭС):

  • факторы, связанные с изменением качества окружающей среды в результате работы ЭС (ионизация воздуха и повышение его температуры, снижение относительной влажности, и, как следствие, появление значимого статического электричества на окружающих предметах;
  • факторы, возникающие при работе самих ЭС (электромагнитное, тепловое, радиационное излучения);
  • факторы, связанные с качеством видиотерминала ЭС (яркость, четкость, контрастность, пульсация яркости, блесткость экрана, минимальный размер точки и т.д.;
  • факторы, обусловленные особенностями работы на ЭС (статическая поза, зрительное напряжение, рассматривание предметов и различных деталей на фоне светящегося экрана с пульсирующей яркостью, характер выполняемой работы).

Влияние работы на электронных средствах на здоровье и функциональное состояние детей:

  • возможны неблагоприятные реакции ЦНС и зрительного анализатора (пелена перед глазами, неясные очертания предмета, ощущение усталости глаз, дискомфорт и боль); тревоги, раздражительности, подавленности, нарушения сна, перенапряжение нервно-мышечного аппарата рук.

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» регламентируют требования направленные на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов среды и организации работы при работе с ПЭВМ.

Помещения для эксплуатации ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение, оборудованы защитным заземлением. Не допускается размещение мест пользователей ПЭВМ во всех образовательных и культурно-развлекательных учреждениях для детей и подростков в цокольных и подвальных помещениях.

Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ на базе электронно-лучевой трубки должна составлять не менее 6 кв.м, на базе плоских дискретных экранов – 4,5 кв.м. В помещениях, оборудованных ПЭВМ, проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы.

В качестве источников света при искусственном освещении следует применять преимущественно люминесцентные лампы белого света (ЛБ), освещённость поверхности экрана не должна быть более 300 лк, зоны рабочего документа 300-500 лк. Для обеспечения необходимых уровней освещённости проводится своевременная замена перегоревших ламп, чистка стёкол оконных рам и светильников проводится не реже двух раз в год.

Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм, линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана.

Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора на экране ВДТ, не должна превышать:

  • для обучающихся в 1-4 классах – 15 минут;
  • в 5-7 классах – 20 минут;
  • в 8-11 классах – 25 минут.

При проведении плановых мероприятий по контролю в 2016 г., Упрвлением Роспотребнадзора были проведены проверки соблюдения гигиенических требований к организации работы на персональных электронно-вычислительных машинах в 142 образовательных организациях, проведено 3699 исследований, 74 исследования не соответствовали гигиеническим требованиям, что составляет 2% (в 2015 г. – 2,9%, в 2014 г. – 3,1%). Материалы дел по 4 образовательным организациям переданы для рассмотрения в суды, решением судов деятельность компьютерных классов была приостановлена на 90 суток (в 3 школах Горномарийского и 1 школе в Сернурского районов).

Родители часто задают вопрос: опасны ли для ребёнка ноутбук и интерактивная доска?

Ноутбук (НБ) – жёсткое совмещение монитора и клавиатуры ноутбука не позволяют школьникам соблюдать безопасную зрительную дистанцию.

Из-за невозможности произвольно перемещать клавиатуру ноутбука (НБ) у большинства школьников начальных классов затруднена возможность соблюдать физиологически оптимальную рабочую позу, увеличивается риск развития нарушений не только зрения, но и костно-мышечной системы, что делает использование НБ в учебном процессе этой возрастной группы гигиенически нецелесообразным.

Интерактивная доска (НБ)?

По мнению учителей и учащихся, урок с ИД становится более интересным, понятным, наглядным. В то же время около 10,0% школьников несколько больше уставали после уроков с ИД, чем после традиционных уроков. У детей устают глаза, шея, спина, отмечаются головные боли. Почти трети (33,9%) школьников мешал яркий свет от доски или проектора (особенно детям, носящим очки); появляется чувство дискомфорта.

Наши дети живут в компьютеризированном обществе. Поэтому их необходимо обучать не только азам компьютерной грамоты, но правилам безопасного общения с ним: а это – прежде всего, чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления, профилактику близорукости.

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным элктронно-вычислительным машинам и организации работы» рекомендует очень важные комплексы профилактических мероприятий, которые должен знать и выполнять каждый школьник.