О предъявлении исковых требований к банкам с учётом срока давности
О предъявлении исковых требований к банкам с учётом срока давности
В Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл поступают жалобы граждан на действия банков с просьбами оказать содействие в восстановлении их нарушенных прав и привлечении банков к административной ответственности.
В этой связи Управление доводит до сведения граждан следующую информацию.
Согласно пункту 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении года со дня совершения административного правонарушения.
Днем совершения административного правонарушения является дата заключения кредитного договора.
Таким образом, по истечении года с момента заключения договора банк не может быть привлечен к административной ответственности за нарушение прав потребителя.
По общему правилу, закрепленному п. 1 ст. 11 ГК РФ, защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом.
В этой связи споры имущественного характера, в основе которых лежат вопросы о возврате незаконно удержанных денежных средств, о надлежащем исполнении кредитного договора, о компенсации морального вреда, должны разрешаться в рамках гражданского судопроизводства.
В случае нарушения банком прав потребителей следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. То есть, если в судебном заседании представитель банка заявляет об истечении срока исковой давности, суд на этом основании выносит решение об отказе в иске потребителю.
Таким образом, при подаче искового заявления в суд либо при обращении в Управление с жалобами на действия банка гражданам следует учитывать сроки давности.