Организация деятельности

Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом

Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом

13.06.2023 г.

Согласно ч. 3 ст. 56 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия: наблюдение за соблюдением обязательных требований; выездное обследование.

Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Согласно ст. 74 Федерального закона №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) — это сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети «Интернет», иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото и киносъемки, видеозаписи.

При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями.

Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, контрольным (надзорным) органом могут быть приняты следующие решения:

  • решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со ст. 60  Федерального закона №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
  • решение об объявлении предостережения;
  • решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений в порядке, предусмотренном п. 1 ч. 2 статьи 90 Федерального закона №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 75 Федерального закона №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» под выездным обследованием понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.

Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица путем осмотра общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов в целях визуальной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), по месту осуществления деятельности гражданина, по месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.

Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля (ч. 6 ст. 75 №248- ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ»).

В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться: осмотр; отбор проб (образцов); инструментальное обследование (с применением видеозаписи); испытание; экспертиза (ч. 3 ст. 75 №248- ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ»).

В соответствии с п. 72 постановления Правительства №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается.

Согласно п. 9 постановления Правительства №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» исключена возможность привлечения контролируемого лица к административной ответственности по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл за период с 09.01.2023 г. по 25.05.2023 г. проведено 67 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом (39 — наблюдений за соблюдением обязательных требований; 28 — выездных обследований), из них: 58 — с выявленными нарушениями, 5 — без нарушений, 5 — в работе у специалистов.

В ходе контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом выдано 57 предостережений, 9 рекомендаций о соблюдении обязательных требований.