Защита прав потребителей

Риэлторские услуги: что необходимо знать

Риэлторские услуги: что необходимо знать

В настоящее время в России одними из самых распространенных представителей в сфере малого бизнеса являются риэлторские фирмы. Так как рынок недвижимости, даже в кризисные времена, остается активным. Тем более, если учесть не снижающийся большой спрос на жилье в России. Как следствие такого положения – высокие цены на жилье, а значит, риэлторские фирмы имеют хорошие шансы на получение прибыли. Еще один фактор – совершение сделок с недвижимостью требует оформления документов во многих инстанциях, что сделать человеку в одиночку бывает сложно. И гражданин, решившийся на сделку с недвижимостью, встает перед выбором: искать клиентов самостоятельно или доверить это профессионалам – риэлторам?

Но, обратившись в риэлторскую компанию, следует знать свои права и в случае возникновения непростой ситуации суметь защитить их.

Итак, в соответствии с п. 1 ст. 396 Гражданского кодекса Российской Федерации уплата неустойки и возмещение убытков в случае ненадлежащего исполнения обязательства не освобождают должника (риэлтора) от исполнения обязательства в натуре (т.е. оказания риэлторских услуг в объеме, предусмотренном договором), если иное не предусмотрено законом или договором. Риэлтор может быть освобожден от оказания услуг в том случае, если в результате просрочки исполнения обязательства риэлтором оказание соответствующей услуги для потребителя утратило интерес, в такой ситуации риэлтор будет обязан уплатить неустойку, установленную в качестве отступного (п. 3 ст. 396, п. 2 ст. 405, ст. 409 ГК РФ).

В силу ст. 397 ГК РФ в случае неисполнения риэлтором обязательств по оказанию предусмотренных соответствующим договором услуг потребитель вправе в разумный срок поручить оказание данных услуг третьим лицам за разумную цену (т.е. обратиться к другому риэлтору) и потребовать возмещения понесенных необходимых расходов и других убытков.

По общим правилам, сформулированным в ст. 402 Гражданского кодекса, действия работников риэлторской фирмы, индивидуального предпринимателя по исполнению ими обязательств будут считаться действиями данной риэлторской фирмы, индивидуального предпринимателя, которые, в свою очередь, будут нести ответственность за действия своих работников, повлекшие неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Статья 403 ГК закрепляет ответственность должника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо. Применительно к рассматриваемому договору риэлтор будет нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства и в том случае, если в соответствии с договором непосредственное оказание услуг было возложено данным риэлтором на третьих лиц, например, оказание услуг потребителю осуществлялось другой риэлторской фирмой или индивидуальным предпринимателем-риэлтором, выступающими в качестве субподрядчиков.

В случаях, когда потребителем риэлторских услуг выступает гражданин, заказывающий (приобретающий) данные услуги для личного потребления, ответственность сторон по рассматриваемому договору будет регламентироваться также нормами Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-I «О защите прав потребителей» с учетом специфики и особенностей договора оказания риэлторских услуг.

Так, ст. 27 и 28 рассматриваемого Закона посвящены срокам оказания услуг потребителям и ответственности за их нарушение.

Риэлтор обязан оказать соответствующие услуги потребителю в срок, установленный договором оказания риэлторских услуг. Если услуга не будет оказана потребителю в срок, то в силу п. 1 ст. 28 Закона о защите прав потребителей гражданин по своему выбору вправе: назначить риэлтору новый срок; поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от риэлтора возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за оказание услуги; отказаться от исполнения договора. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги. Кроме того, при отказе от исполнения договора риэлтор не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных на оказание услуги, а также платы за оказанную услугу, за исключением случая, если потребитель принял оказанную услугу (п. 4 ст. 28 Закона о защите прав потребителей).

В соответствии с п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей в случае нарушения установленных сроков оказания услуги или назначенных потребителем на основании рассмотренного выше п. 1 ст. 28 Закона о защите прав потребителей новых сроков риэлтор обязан уплатить потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 3% цены оказания услуги. Договором оказания риэлторских услуг может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Рассмотренные требования потребителя не подлежат удовлетворению, если риэлтор докажет, что нарушение сроков оказания услуг произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя (п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей).

В силу п. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей, если риэлторские услуги были оказаны некачественно, т.е. имеются определенные недостатки в оказанных услугах, потребитель вправе по своему выбору потребовать: соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги третьими лицами. Кроме того, потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если обнаруженные недостатки носят существенный характер или не соответствуют условиям договора оказания риэлторских услуг.

В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона о защите прав потребителей требования, связанные с недостатками оказанной услуги, могут быть предъявлены потребителем при принятии услуги или в ходе непосредственно ее оказания.

В силу ст. 36 Закона о защите прав потребителей риэлтор обязан своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут снизить качество оказываемой услуги или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок. Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное информирование риэлтором, в разумный срок не изменит указаний о способе оказания услуги либо не устранит иных обстоятельств, которые могут снизить ее качество, риэлтор вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков.