Asset Publisher Asset Publisher

Asset Publisher Asset Publisher

Внесены изменения в Федеральный закон от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

Внесены изменения в Федеральный закон от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

23.01.2025 г.

Федеральным законом от 28 декабря 2024 г. №540-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее соответственно — Федеральный закон №248-ФЗ) уточнен порядок проведения государственного и муниципального контроля (надзора), внесены следующие основные изменения.

1. Расширен функционал информационного обеспечения государственного контроля (надзора):

  • создается новая информационная система (подсистема государственной информационный системы) производства по делам об административных правонарушениях (п. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального закона №248-ФЗ);

  • создается мобильное приложение «Инспектор» (п. 7 ч. 1 ст. 17 Федерального закона №248-ФЗ). С его использованием могут проводиться рейдовый осмотр, досмотр, опрос, инспекционный визит, а также выездная проверка;

  • в единый реестр видов контроля включается перечень объектов контроля (п. 2.1 ч. 1 ст. 18 Федеральный закон №248-ФЗ);

  • результаты контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом подлежат учету в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (в случае выявления нарушений обязательных требований, оформления актов и (или) выдачи предписаний) (п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона №248-ФЗ);

  • формирование плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее — КНМ) происходит посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий (далее — ЕРКНМ) (п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона №248-ФЗ).

2. Законом введен механизм обязательных профилактических визитов (ст. 52.1 Федерального закона №248-ФЗ), а также расширен перечень оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий (ст. 57 Федерального закона №248-ФЗ).

Новыми основаниями для проведения КНМ являются:

1) выявление соответствия объекта контроля утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных или отклонения объекта контроля от таких параметров;

2) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений об осуществлении деятельности без уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, установленного частью 1 статьи 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в случае, если представление такого уведомления является обязательным, или без лицензии, предусмотренной для видов деятельности, указанных в пунктах 6-9.1, 11, 12, 14-17, 19-21, 24-31, 34-36, 39, 40, 42-55 и 59 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», или без предоставления в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, сведений, необходимых для регистрации в указанной информационной системе, в случаях, если представление таких сведений является обязательным, с извещением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в течение двадцати четырех часов органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля;

3) уклонение контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита.

3. Расширен список событий, при которых контрольный (надзорный) орган обязан принять решение о проведении КНМ (ч. 2 ст. 60 Федерального закона №248-ФЗ):

1) при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, эпидемий, эпизоотий;

2) при поступлении материалов о произведенном при проведении проверки сообщения о преступлении или при проведении оперативно-разыскных мероприятий изъятии продукции (товаров), оборудования (средств) для ее производства, не являющихся вещественными доказательствами по уголовному делу, от дознавателей, органов дознания, следователей, руководителей следственных органов, органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, а также материалов об изъятии вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, оборот которых осуществлялся с нарушением обязательных требований, от органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

3) при поступлении обращений (заявлений) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав — в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора);

4) при поступлении от работников обращений (заявлений) о массовых (более 10 процентов среднесписочной численности или более 10 человек) нарушениях работодателями их трудовых прав, связанных с полной или частичной невыплатой заработной платы свыше одного месяца, — в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

5) при установлении факта распространения (предоставления) в сети «Интернет» баз данных (их части), содержащих персональные данные, — в рамках федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных;

6) при поступлении информации о нарушении обязательных требований, предусмотренных статьей 20 Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», подпунктом 11 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

4. Законом установлена периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов (ч. 2 ст. 25 Федерального закона №248-ФЗ):

1) не менее одного, но не более двух плановых контрольных (надзорных) мероприятий в год — для объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска;

2) одно плановое контрольное (надзорное) мероприятие в два года либо один обязательный профилактический визит в год — для объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска;

3) периодичность проведения обязательных профилактических визитов, в том числе по отдельным видам контроля, определяется Правительством Российской Федерации — для объектов контроля, отнесенных к категории значительного, среднего или умеренного риска.

5. Федеральный закон №248-ФЗ дополнен статьей 90.1, регламентирующей выдачу и содержание предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Согласно ч. 1 ст. 90.1 Федерального закона №248-ФЗ предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу в случае, если выявленные нарушения обязательных требований не устранены до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, обязательного профилактического визита, завершения контрольного (надзорного) действия в рамках специального режима государственного контроля (надзора).

Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований должно содержать закрепленные в том числе следующие сведения по каждому из нарушений (ч. 2 ст. 90.1 Федерального закона №248-ФЗ):

1) описание каждого выявленного нарушения обязательных требований с указанием конкретных структурных единиц нормативного правового акта, содержащего нарушение обязательных требований;

6. Федеральный закон №248-ФЗ дополнен статьей 90.2, определяющей новый вид документа «Соглашение о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований», которое вправе заключить контролируемое лицо с контрольным (надзорным) органом по ходатайству (если выявлены нарушения обязательных требований и выдано предписание) (ч. 1 ст. 90.2 Федерального закона №248-ФЗ).

Порядок заключения, изменения, продления, расторжения соглашения, условия соглашения, круг лиц, имеющих право на заключение соглашения, определяются Правительством Российской Федерации. (ч. 2 ст. 90.2 Федерального закона №248-ФЗ).

7. Сокращен срок досудебного обжалования (ст. 43 Федерального закона №248-ФЗ).

Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования.

Жалоба контролируемого лица на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более пяти рабочих дней.

В предмет досудебного обжалования включены: решения об обязательных профилактических визитах, об отнесении объектов контроля к категории риска, об отказе в проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица (ст. 40 Федерального закона №248-ФЗ).



 

План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2025 год

Информация о проведённых проверках

Перечень актов, содержащих обязательные требования

Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) на 2025 год

Перечни объектов государственного контроля (надзора), которым присвоены категории риска

Зарегистрируйтесь на www.gosuslugi.ru и получайте госуслуги без очередей и сложностей

Порядок получения государственной услуги по приёму и учёту уведомлений в электронном виде

Опрос граждан о качестве оказания государственных услуг

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора

Официальный интернет-портал правовой информации

Сайт проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения
и развитию финансового образования в РФ»

Консультационный центр для потребителей
ФБУЗ «Центр гигиены
и эпидемиологии в Республике Марий Эл»

ФБУЗ «Центр гигиены
и эпидемиологии в Республике Марий Эл»

Горячая линия:

тел. 8 (8362) 45-19-33

с 10:00 до 16:00,
перерыв: 12:00 - 12:30