Профилактика нарушений зрения у школьников

Профилактика нарушений зрения у школьников

 

Зрение даёт людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учёбы, отдыха, повседневной жизни.

В современных условиях чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьёзным нарушениям и заболеваниям. И особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за влияния дисплеев и компьютеров на зрение. Нарушения зрения у детей надо рассматривать как большую, сложную проблему. Наиболее распространённые формы нарушения зрения у детей – это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

В результате профилактических осмотров отмечается, что по-прежнему, среди выявляемых нарушений в состоянии здоровья школьников на первом месте стоят нарушения осанки и снижение остроты зрения. При этом ситуация усугубляется по мере обучения от младших классов к старшим.

Профилактика нарушений зрения подразделяется на первичную – предупреждение возникновения нарушений зрения и вторичную – предупреждение прогрессирования уже имеющихся нарушений зрения.

Профилактические мероприятия по предупреждению нарушений зрения у школьников включают в себя правильную организацию режима дня, чередование нагрузки и отдыха, правильную организацию рабочего места в образовательном учреждении и дома, соблюдение гигиенических требований при использовании технических средств обучения в школе и у компьютера дома.

Исследования показали, что у учащихся первых классов при обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно четвёртого урока наблюдается значительное понижение остроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций, общей работоспособности. Таким образом, расписание должно чередовать уроки по трудности и степени зрительного напряжения, что заметно уменьшает зрительную утомляемость.

Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности. Основные гигиенические требования, предъявляемые к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи.

В осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 часов. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.

 Родителям необходимо помнить, что детям нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1-1,5 часа отдыха после занятий значительно уменьшают общее утомление, что сопровождается улучшением зрительных функций.

Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места в школе и в домашних условиях. Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно составляет 30-35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки). СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» рекомендуется комплекс упражнений гимнастики глаз:

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счёт 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.