Бронхиальная астма у детей – чувствительный биологический маркер экологического неблагополучия…

Бронхиальная астма у детей – чувствительный биологический маркер экологического неблагополучия…

Аллергические заболевания и особенно болезни респираторного тракта – экологически зависимые заболевания, так как фенотипическая реализация наследственной предрасположенности к ним всегда осуществляется при воздействии факторов окружающей среды. В последние десятилетия отмечается рост аллергической заболеваемости в развитых странах. Массивное загрязнение атмосферного воздуха выбросами автотранспорта и промышленных предприятий, широкое внедрение в быт химических веществ и полимерных материалов увеличивают контакт населения с химическими соединениями, способствующими росту распространения аллергических заболеваний и болезней органов дыхания. Одной из причин увеличения распространенности бронхиальной астмы в детском возрасте принято называть урбанизацию, приводящую к увеличению концентрации поллютантов (атмосферных загрязнителей). В связи с этим бронхиальная астма названа «чувствительным биологическим маркером экологического неблагополучия» (проф., д.м.н. Ю.Л. Мизерницкий, 1998). Установлено, что среди экологических факторов, формирующих экопатологию у детей в виде заболеваний, можно выделить общее количество выбросов, в том числе «классические»: твердые выбросы, диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота, а также специфические – хлористый водород, хлор, бенз(а)пирен.

Бронхиальная астма – хроническое заболевание, которое может привести к значительным ограничениям в физическом, эмоциональном и социальном аспектах жизни больных. Прирост числа больных бронхиальной астмой происходит преимущественно за счет детского населения. Официальная статистика говорит о том, что около 2% детей в РФ страдают бронхиальной астмой. На деле астматическим симптомам подвержено более 15% детей. При этом во всех возрастных группах отмечена высокая степень корреляции между уровнем заболеваемости и увеличением объема выбросов автотранспорта.

При анализе заболеваемости бронхиальной астмой у детей 0-14 лет в 2000-2008 гг. в г. Йошкар-Оле отмечается существование четкой тенденции роста заболеваемости. Заболеваемость в впервые выявленным диагнозом сильно зависит от диагностики, поэтому ее показатели отличаются нестабильностью (рис. 1). Более достоверны показатели заболеваемости (распространенности), за 5 последних лет (с 2004 по 2008 гг.) в г. Йошкар-Оле показатель увеличился в 2,1 раза (рис. 2).

Рис. 1. Заболеваемость бронхиальной астмой у детей 0-14 лет с впервые выявленным диагнозом
в г. Йошкар-Оле (на 100 тыс. соответствующего населения)

 

Рис. 2. Заболеваемость бронхиальной астмой (распространённость) у детей 0-14 лет
в г. Йошкар-Оле (на 100 тыс. соответствующего населения)

 

В Республике Марий Эл с каждым годом увеличивается количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Значительный вклад в загрязнение воздуха вносит автотранспорт, доля выбросов которого в 2003-2008 гг. составляла 70-75% (рис. 3). По сравнению с 2003 г. общее количество выбросов в республике в 2008 г. увеличилось на 29,3%, количество выбросов от автотранспорта – на 18,8%.

Выбросы автотранспорта содержат около 300 вредных веществ, обладающих токсическим и нередко канцерогенным действием, в том числе:

  • оксид углерода и углеводороды (бензол, формальдегид, бенз(а)пирен) образуются при неполном сгорании топлива в условиях нехватки кислорода или слишком низких температурах горения, а также при испарении топлива;
  • оксиды азота образуются при горении топлива, их количество сильно возрастает при повышении температуры сгорания;
  • диоксид серы образуется при работе дизельных двигателей, поскольку дизельное топливо содержит серу.

 

 

Рис. 3. Выбросы веществ, загрязняющих атмосферный воздух, по Республике Марий Эл

 

Количество транспортных средств в республике из года в год возрастает. В 2008 г. по сравнению с 2003 г. количество транспорта увеличилось на 25,2% (рис. 4).

 

Рис. 4. Количество транспортных средств в Республике Марий Эл в 2003-2008 гг.

 

В последние годы в г. Йошкар-Оле прослеживается устойчивая тенденция увеличения доли выбросов от автотранспорта (рис. 5) в общей доле загрязнения воздушного бассейна (в 2005 г. – 75,5%, в 2006 г. – 74,7%, в 2007 г. – 77%, в 2008 г. – 83,7%), что связано с возрастанием количества единиц автомобильного транспорта (с 2005 г. на 15,5%) (рис. 6).

 

Рис. 5. Выбросы веществ, загрязняющих атмосферный воздух, по г. Йошкар-Оле

 

Рис. 6. Количество транспортных средств в г. Йошкар-Оле в 2005-2008 гг.

 

 

Влияние выбросов окислов азота на заболеваемость бронхиальной астмой научно доказано. В г. Йошкар-Оле выбросы оксида азота с 2005 г. увеличились на 15,2% (рис. 7).

 

Рис. 7. Выбросы окислов азота в г. Йошкар-Оле в 2005-2008 гг. (тыс.т/год)

 

Корреляционный анализ, применяемый для выявления взаимосвязей, в 2005-2008 гг. выявил сильные прямые связи (r = 0,7 и более) между заболеваемостью бронхиальной астмой (распространенностью) у детей 0-14 лет в г. Йошкар-Оле и количеством выбросов загрязняющих веществ (r = 0,81), в том числе от автотранспорта (коэффициент корреляции r = 0,92), выбросами окислов азота (коэффициент корреляции r = 0,96) и, конечно, растущим количеством транспортных средств (коэффициент корреляции r = 0,98). Между впервые выявленной заболеваемостью бронхиальной астмой у детей 0-14 лет в г. Йошкар-Оле, выбросами загрязняющих веществ и количеством автотранспорта выявлены либо слабые прямые связи, либо их отсутствие.

Наличие сильных прямых корреляций позволяет сделать предположение о влиянии выбросов загрязняющих веществ от увеличивающегося с каждым годом количества автотранспорта, в частности окислов азота, на распространенность бронхиальной астмы у детей 0-14 лет в г.Йошкар-Оле.

К сожалению, проблема защиты человека от вредного воздействия транспортных выбросов является в настоящее время одной из важнейших, так как парк автомобилей постоянно растет, а эффективных решений в этой области не существует.

Для снижения влияния загрязняющих веществ автомобилей на окружающую среду можно предложить следующие меры:

  1. Максимальный перевод транспорта на газовое топливо.
  2. Оборудование автомобилей блоками очистки выхлопных газов.
  3. Повышение культуры вождения (равномерный характер движения, средние скорости движения без резкого ускорения и торможения).
  4. Усиление контроля за экологическим состоянием автомобилей.
  5. Развитие общественного транспорта (на 20% меньше стоимость перевозок в расчете на 1 пассажиро-километр, на 75% меньше количество отработанных газов).
  6. Развитие экологически чистых видов транспорта (троллейбусы, велосипеды и т.д.)
  7. Строительство объездных дорог, использование подземного пространства для размещения гаражей и автостоянок.