Организация питьевого режима в образовательных и оздоровительных учреждениях для детей

Организация питьевого режима в образовательных и оздоровительных учреждениях для детей

Вода – самый большой по объему потребления «продукт питания» в рационе человека, универсальное вещество, без которого невозможна жизнь, и непременная составляющая часть всего живого. Определенное и постоянное содержание воды – одно из необходимых условий существования любого организма. Но вода также является фактором передачи многих инфекционных заболеваний, и, зачастую, некачественная вода – причина групповых инфекционных заболеваний в организованных детских коллективах. В связи с этим чрезвычайно важно, чтобы дети получали только качественную питьевую воду, особенно в период учебы, а также в период оздоровительных кампаний.

Основные формы организации питьевого режима в образовательных, оздоровительных учреждениях – использование кипяченой водопроводной воды, воды, расфасованной в емкости, и воды, подаваемой через стационарные питьевые фонтанчики, которые должны предусматривать наличие ограниченного кольца вокруг вертикальной водяной струи (ее высота не менее 10 см.).

При организации питьевого режима с использованием бутилированной воды образовательное учреждение должно быть обеспечено достаточным количеством чистой посуды (стеклянной, фаянсовой – в обеденном зале и одноразовых стаканчиков – в учебных и спальных помещениях). Наряду с этим необходимо наличие отдельных промаркированных подносов для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды и контейнеров для сбора использованной посуды одноразового применения.

При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается их замена по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели. Бутилированная вода, поставляемая в образовательные учреждения, должна иметь документы, подтверждающее ее происхождение, качество и безопасность.

Самая распространенная и доступная форма организации питьевого режима в дошкольных учреждениях – кипяченая вода. Что нужно помнить при организации питьевого режима кипяченной водой?

  • Кипятить воду следует не менее 5 минут – за это время погибает большинство бактерий и вирусов.
  • Для хранения кипяченной воды лучше использовать эмалированные чайники, в которые кипящую воду наливают непосредственно из электрокипятильника на пищеблоке.
  • При отсутствии кипятильника воду кипятят в чайниках. Кипятить ее в кухонной посуде – кастрюле или ведре – и набирать в чайники не разрешается.
  • Смену воды необходимо проводить не реже чем через 3 часа с момента ее розлива из электрокипятильника или кипячения.
  • При смене кипяченой воды чайник следует вымыть в соответствии с инструкцией по правилам мытья кухонной посуды, для мытья рожков используют ерши.
  • До раздачи детям кипяченая вода должна быть охлаждена до комнатной температуры непосредственно в чайнике. Оптимальная температура питьевой воды, даваемой воспитанникам, составляет от +18ºС до +20ºС.
  • На период, пока остывает вода в одном чайнике, должна быть доступна вода из другого чайника.
  • Для питья в дошкольных организациях используют стеклянную, фаянсовую, фарфоровую чайную посуду (стаканы, чашки, кружки). В учреждении следует предусмотреть достаточное количество чистой посуды, а также промаркированных подносов для чистой и использованной посуды. Чистую просушенную чайную посуду ставят в специально отведенном месте на промаркированный поднос с надписью «чистая посуда» (вверх дном), а использованную – на отдельный промаркированный поднос с надписью «использованная посуда». Моют чайную посуду организованно в моечных ваннах для мытья посуды.

 

Справочно: Санитарные правила и нормативы, контролирующие обеспечение доброкачественной питьевой водой образовательные учреждения в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»;

- СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»;

- СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей».