Публикатор
Протокол заседания Общественного совета от 16.11.2023 г.
Протокол №2 заседания Общественного совета при Управлении Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от 16.11.2023 г.
Деятельность Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл по обеспечению защиты прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг за 5 месяцев 2023 года
Деятельность Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл по обеспечению защиты прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг за 5 месяцев 2023 года
06.06.2023 г.
За 5 месяцев 2023 года в Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл рассмотрено 36 письменных обращений граждан, из них 29 – заявления, связанные c банковской деятельностью, 5 – оказанием услуг страхования и 2 – микрофинансовой деятельностью.
Из общего количества рассмотренных обращений Управлением потребителям даны 24 разъяснения в пределах установленной компетенции; 14 заявлений направлены по подведомственности для рассмотрения в пределах полномочий в отделение – Национальный банк по Республике Марий Эл Волго-Вятского ГУ Банка России, Министерство внутренних дел по Республике Марий Эл, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В настоящее время Правительством РФ введен мораторий на плановые и внеплановые проверки и контрольно-надзорные мероприятия, федеральным законом установлен запрет на возбуждение административных дел вне рамок контрольно-надзорных мероприятий. При этом дела об административных правонарушениях могут возбуждаться исключительно в рамках осуществления контрольно-надзорных мероприятий при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.
С учетом указанных положений действующего законодательства о контроле (надзоре) по результатам рассмотрения письменных обращений граждан акционерному коммерческому банку «Ак Барс» (ПАО), акционерному обществу «Экспобанк», ПАО «Совкомбанк» Управлением объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований по следующим фактам:
- недоведение ПАО «Ак Барс» Банк необходимой и достоверной информации до потребителя о цене услуги в заключенном с ним в кредитном договоре, что может привести к нарушениям ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 15 ч. 9 ст. 5 Федерального закона №353-ФЗ «О потребительском кредите займе»;
- АО «Экспобанк» лишило заемщика права согласовать условие об уступке кредитором третьим лицам прав (требований), выразить свой отказ или согласие с данным условием, что предполагает наличие возможных признаков нарушения обязательных требований и может привести к нарушению п. 19 ч. 4, п. 13 ч. 9, ст. 5 Федерального закона N353-ФЗ «О потребительском кредите займе», абз. 1 п. 1, п/п 15 п. 2 п. 1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»;
- недоведение ПАО «Совкомбанк» необходимой и достоверной информации до потребителя о цене услуги по присоединению к программе добровольной и финансовой защиты заемщиков; включение в договор недопустимых условий, предусматривающих взимание с потребителя платы за исполнение кредитором своих обязательств перед страховщиком по договору добровольного коллективного страхования заемщиков и совершение действий, не имеющих потребительской ценности; установление двойной платы за совершение кредитором одних и тех же действий (плата за программу добровольной финансовой и страховой защиты заемщиков и комиссия за пакет расчетно-гарантийных услуг), что может привести к нарушениям обязательных требований ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 15 ч. 9 ст. 5, ч. 2 ст. 10 Федерального закона №353-ФЗ «О потребительском кредите займе».
С 27 марта по 7 апреля Управлением проводилась «горячая линия», приуроченная к Неделе финансовой грамотности для детей и молодежи», в рамках которой потребителям даны 9 устных консультаций.
Граждан интересовали вопросы об условиях кредитного договора, обеспеченного ипотекой, о переуступке банком права требования третьему лицу, об отсутствии в кредитном договоре информации о цене услуги по подключению к программе страхования, о необоснованном заключении договора на приобретение инвестиционных паев, о блокировке банком счетов физического лица, о навязывании гарантии минимальной ставки, о списании банком денежных средств без распоряжения клиента и другие.
28 марта специалист Управления встретился со студентами и сотрудниками ГБПОУ Республики Марий Эл «Марийский радиомеханический техникум», где осветил вопросы защиты прав потребителей финансовых услуг.
Эксперт рассказал молодым людям о судебной практике по искам потребителей к финансовым учреждениям, о преференциях, данных потребителям законодательством о защите прав потребителей, как грамотно составить претензию к недобросовестному исполнителю услуг, куда подать исковое заявление, каким образом обратиться в Управление за консультацией и защитой нарушенных прав.
17 мая специалист Управления принял участие в межведомственном совещании по актуальным вопросам обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) в Республике Марий Эл, проведенном в отделении — Национальном банке Республики Марий Эл ВВГУ Банка России. Данное мероприятие было направлено на проработку в регионе вопросов межведомственного взаимодействия в целях обеспечения условий для реализации ОСАГО с акцентом на выработку мер по противодействию недобросовестным практикам при разрешении споров на судебной и досудебных стадиях.