О проведении анонимного анкетирования школьников 9-11х классов школ Республики Марий Эл по теме «Вредные привычки. Как им противостоять?»

О проведении анонимного анкетирования школьников 9-11х классов школ Республики Марий Эл по теме «Вредные привычки. Как им противостоять?»

Отделом организации надзора (по ведению социально-гигиенического мониторинга) Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл и отделом обеспечения социально-гигиенического мониторинга и оценки риска ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» проведено анонимное анкетирование по теме «Вредные привычки. Как им противостоять?».

Цель исследования – изучить образ жизни, уровень гигиенической грамотности и компетенции школьников в области оценки собственного образа жизни, наличие вредных привычек, отношение к ним, выявление активной позиции школьников по профилактике возникновения и возможности избавления от вредных привычек,получение школьниками информации о влиянии вредных привычек на организм человека, наиболее действенные социальные меры борьбы с вредными привычками.

Материалы и методы. Исследуемую группу составили 1214 обучающихся 9–11-х классов городских и сельских общеобразовательных школ Республики Марий Эл. Возраст опрошенных – от 14 до 18 лет, численность группы мальчиков – 566 чел. (47%), девочек – 648 чел. (53%). Среди всех опрошенных респондентов городские жители составили 48%, сельские – 52%. Методом анкетирования изучались факторы образа жизни: приобщенность к алкоголю, табаку и наркотически действующим веществам, информированность об их влиянии на здоровье, наличие личного опыта избавления от вредной привычки, медицинская активность, самооценка образа жизни и уровня гигиенической грамотности. Также учитывались предложения респондентов по мерам борьбы с распространением наркомании, курения и употребления алкоголя. Анкета была сформирована из 22 вопросов и предложенных вариантов ответов на основе стандартных опросников, позволяющих оценить образ жизни и уровень гигиенической грамотности детей данного возраста. Оценка достоверности результатов исследования осуществлялась с использованием общепринятых методов статистической обработки.

Результаты исследования. В результате исследования в перечень вредных привычек, по мнению опрашиваемых школьников, вошли (были возможны несколько вариантов ответов): курение (87%), употребление алкоголя (80%), употребление наркотических веществ (89%), неправильное питание (26%), компьютерные игры (29%) и свои варианты ответов (2%): использование ненормативной лексики, телефон, интернет, игры, токсикомания, привычка грызть ногти, снюс (табачное изделие, предназначенное для рассасывания, содержащее никотин), лень, несоблюдение гигиены. Наиболее вредной привычкой большинство школьников считают употребление наркотических веществ (63%), т.к. это может привести к летальному исходу (21%), очень опасно для здоровья (16%), вызывает сильное привыкание (11%), разрушает психику (7%), наркомания неизлечима (3%). На втором месте – курение (41%), т.к. отрицательно влияет на организм (27%), может вызвать рак легких (10%), приводит к летальному исходу (8%), вызывает сильную зависимость (5%), влияет на организм окружающих людей (4%). Алкоголизм занял третье место (29%) из-за пагубного влияния на организм (28%), частых смертельных исходов по причине отравлений (8%), сильной зависимости (6%), разрушения психики (5%), влияния на других людей (противоправные действия, разрушение семьи) (3%). Такие привычки, как игроманию и неправильное питание, дети не принимают всерьез, их отметили 3% и 1% опрошенных соответственно. У 65% школьников среди знакомых распространено курение, у 26% – употребление алкоголя, у 4% – наркомания. Дали свой ответ 13% детей: таких знакомых нет (58%), телефон, компьютерные игры, социальные сети (22%), неправильное питание, лень, использование ненормативной лексики.

Среди респондентов около 15% сами имеют вредные привычки. Среди отвечающих положительно о наличии вредной привычки больше юношей, чем девушек (18% против 12%), к 18 годам их количество увеличивается с 15% (14-летние) до 43% (18-летние). А самый высокий процент не имеющих вредных привычек среди категории детей, которые не общаются и не дружат с людьми, имеющими вредные привычки.Среди вредных привычек у школьников на первом месте курение (20% из имеющих вредные привычки), на втором – увлечение компьютерными играми, зависимость от интернета, социальных сетей, гаджетов (17%), на третьем – неправильное питание, переедание (12%). Также среди своих вредных привычек школьники называли привычку грызть ногти, несоблюдение режима сна и бодрствования («поздно ложусь»), лень, употребление алкоголя, снюса, вейпа. Всего 30% имеющих вредные привычки респондентов признались, что испытывают дискомфорт (привычка отнимает много времени, плохое самочувствие и проблемы со здоровьем, недосып и быстрая утомляемость, нарушение метаболизма, стыд из-за мнения других людей, ухудшение зрения, неприятный запах, плохая успеваемость). А 19% испытывают от своих привычек комфорт (помогает расслабиться, удовольствие от игры, общение с друзьями, «ем, что хочу», пафос и эффект). Настораживает, что 42% школьников, имеющих вредные привычки, не хотят от них избавляться, 30% не хватает силы воли, только 14% находятся в процессе избавления от привычки (с помощью спорта или заменой одного вещества другим), 14% пытались избавиться разными способами, но не получилось. На вопрос «Возможно ли, на Ваш взгляд, избавиться от вредных привычек самостоятельно?» почти 3/4 школьников ответили «можно, если хватит силы воли». Считают, что подростку трудно избавиться от вредных привычек, 19% щкольников, лучше их не допускать, остальные затруднились с ответом. Только 6% ответивших удалось избавиться от привычек с посторонней помощью (родителей, медработников, педагогов).

Высказывают свое мнение, отношение в связи с наличием вредных привычек у друзей и близких 44% опрошенных. Треть детей к наличию вредной привычки у близких и друзей безразличны, 18% с такими людьми не дружат и стараются не общаться, 6% сами имеют вредные привычки. Мальчики более равнодушны, среди них 42% безразличных к наличию вредной привычки у близких и друзей. Среди девочек 25% безразличных. Почти половина опрошенных школьников считают, что наличие вредных привычек не допустимо ни у мужчин, ни у женщин, 29% – за равноправие во всем, даже в допустимости привычек, 20% считают, что вредные привычки допустимы у мужчин, а у женщин – нет.

На вопрос «Считаете ли Вы серьезной проблему получения школьниками информации о влиянии вредных привычек на организм человека?» 30% ответили, что не задумываются об этом, 20% считают проблему серьезной, т.к. хотят получать достоверную информацию от людей, вызывающих доверие, остальные считают, что сейчас информацию получить не проблема. Обладают достаточной информацией о реальном действии на организм наркотических средств, табака, алкоголя и мерах профилактики, борьбы и лечения 57% респондентов, 29% – «что-то слышали об этом», 13% это не интересно. На вопрос «Какое действие на организм оказывает прием наркотических препаратов, спиртных напитков, курение?» почти все школьники соглашаются с тем, что «пьянство, наркомания – дорога к преждевременной смерти, к физическим и психическим заболеваниям, к преступлениям», что «сначала эйфория, острота ощущений, затем зависимость, деградация, саморазрушение», воздержались от ответа 4%, свой вариант ответа представили 5% опрошенных. Среди своих вариантов ответа были: «в правильной дозе не вредит», «удовольствие», «уничтожение личности», «быстрое старение». Более трети детей не задумываются над тем, совмещаются ли вредные привычки с занятиями спортом, 36% считают, что совершенно не совмещаются, 19% считают, что если это не большой спорт, то может быть и совмещаются. Самая распространенная причина, оправдывающая постоянный прием алкоголя и наркотиков, по мнению школьников, это привыкание («ломка»). Так ответили 57% респондентов. На втором месте – любопытство (26%), на третьем – «чтобы быть своим в компании приятелей» (23%). Среди своих вариантов ответа самыми распространенными были: нет оправданий, депрессия, стресс, жизненные трудности, медицинские показания, расслабление, удовольствие.

Больше половины опрошенных школьников (58%) наиболее действенной социальной мерой борьбы с вредными привычками считают наличие эффективной пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ), 25% называют наличие цензуры в источниках информации, 24% – полноценность развития организаций и клубов по интересам, 19% – воздействие на кризис ценностей в современном обществе (были возможны несколько вариантов ответов). При выборе факторов, способствующих увеличению числа курящих, пьющих, принимающих наркотики детей и подростков, ответы распределились следующим образом (по частоте встречаемости): «пример родных, друзей», «отсутствие интереса к здоровым увлечениям, дурное окружение, недостаток знаний о пагубных последствиях», «отсутствие должного контроля взрослых», «внутренняя недисциплинированность, отсутствие ответственности за свои поступки и моральных качеств», «реклама табака и спиртных напитков в средствах массовой информации». Почти у всех отвечающих в тройку факторов вошли пример родных, отсутствие интереса к здоровым увлечениям и отсутствие должного контроля взрослых. У тех респондентов, кто имел опыт избавления от вредных привычек, на первом месте стоит отсутствие должного контроля взрослых.

Школьники, отвечая на вопросы анкеты, очень активно предлагали свои меры по борьбе с распространением наркомании, курения и употреблением алкоголя. В основном, это были следующие предложения: «запрет продажи алкоголя и табака», «снижение или запрет производства, запрет на ввоз на территорию России алкоголя и табака», «пропаганда ЗОЖ: спортивные мероприятия, открытие мест досуга», «информирование о вреде употребления вредных веществ», «штрафы за употребление», «усиление родительского контроля, штрафы родителям», «смертная казнь за наркоманию и распространение наркотиков», «усиление наркоконтроля», «улучшение уровня жизни людей».

Выводы:

Таким образом, суммируя полученные данные о способности правильно и объективно оценить свой образ жизни, а также степень информированности школьников о последствиях потребления психоактивных веществ, можно сделать вывод о недостаточном уровне гигиенической грамотности школьников, способности адекватно оценивать факторы своего образа жизни и использовать их для поддержания высокого уровня здоровья, профилактики заболеваний. Среди школьников выявлена высокая распространенность факторов риска в образе жизни: наличие в окружении людей с вредными привычками,низкий уровень медицинской активности и гигиенической грамотности, несформированность навыков самооценки образа жизни, недостаточная информированность о последствиях потребления алкоголя, табака и наркотически действующих веществ, отсутствие интереса к здоровым увлечениям, отсутствие должного контроля взрослых,потребление психоактивных веществ, психологический дискомфорт. С возрастом повышается распространенность большинства изученных поведенческих факторов риска, способность к правильной интерпретации своего образа жизни, но снижается уровень медицинской активности. Причины любых зависимостей почти идентичны – это недовольство своей жизнью и стремление ее изменить, но нездоровыми, инфантильными («психически незрелыми») методами. Наркотики и алкоголь – это не что иное, как незрелая попытка решения внутренних проблем. Поэтому путь борьбы с наркоманией и алкоголизмом – это создание собственного «морального иммунитета». Это процесс длительный, требующий глубокого самоанализа, знаний, волевых качеств и серьезной работы над собой. Активная позиция школьников в этом отношении – залог будущего здорового поколения. Важно привить детям ответственное отношение к своему здоровью и здоровью близких. Без сомнения, в современном мире только ленивый не сможет найти интересующую его информацию. Но, тем не менее, нельзя отпускать это на самотек, особенно в отношении подрастающего поколения. Хочется думать, что большинству родителей небезразлично состояние здоровья их детей, что они имеют высокий уровень ориентации на ведение здорового образа жизни и стремятся прививать его своему ребенку. Здоровый образ жизни – это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.Для формирования культуры здоровья у детей целесообразно активизировать санитарно-просветительную работу в школах среди учащихся и их родителей о вредном влиянии на организм употребления спиртных напитков и курения, о ведении здорового образа жизни. Необходимо совершенствование школьных программ образования, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, профилактику рискованных форм поведения и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни, повышение их эффективности на базе психосоциального подхода, объединяющего повышение информированности, формирование ценностных установок и навыков.Особое внимание нужно уделять формированию потребности в здоровом образе жизни, учитывая степень влияния электронных средств массовой информации на сознание людей, этот путь представляется наиболее перспективным и экономически выгодным. Средства массовой информации, телевидение, интернет должны формировать новую моду среди молодых – модно и хорошо быть свободным от вредных привычек и здоровым.