Справочник потребителя. Не игнорируйте чек терминала
Справочник потребителя. Не игнорируйте чек терминала
Сегодня осуществление платежей через системы терминалов является очень распространенным и идет практически наравне с популярностью Интернет-платежей. К тому же, чек из терминала можно получить сразу же после совершения операции, в то время, как при Интернет-платежах этот документ необходимо печатать самостоятельно или сохранять в электронном виде.
К чеку, выданному терминалом, также как и к чеку, который Вы получаете в обычном магазине, существуют определенные требования.
Согласно статье 5 Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Федеральный закон), прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.
Кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен включать в себя:
- наименование документа;
- порядковый номер за смену;
- дата, время и место (адрес) осуществления расчета;
- наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя;
- идентификационный номер налогоплательщика пользователя;
- применяемую при расчете система налогообложения;
- признак расчета;
- наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость);
- сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм налога на добавленную стоимость по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость);
- форма расчета (наличные денежные средства и (или) электронные средства платежа), а также сумма оплаты наличными денежными средствами и (или) электронными средствами платежа;
- регистрационный номер контрольно-кассовой техники;
заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
фискальный признак документа;
- адрес сайта уполномоченного органа в сети "Интернет", на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака;
- абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети "Интернет", на котором такой документ может быть получен;
- адрес электронной почты отправителя кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;
- порядковый номер фискального документа;
- фискальный признак сообщения (для кассового чека или бланка строгой отчетности, хранимых в фискальном накопителе или передаваемых оператору фискальных данных).
Следует помнить, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона, денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.
Если же платеж по каким-либо причинам не поступил, потребителю необходимо проинформировать поставщика о том, что он своевременно произвел оплату и потребовать предоставления оплаченного товара (работы, услуги), подтвердив это копией кассового чека, а также обратиться с официальной письменной претензией в адрес платежного агента, с приложением копий кассового чека.
Претензия составляется в 2-х экземплярах (один передается платежному агенту, другой остается у потребителя). На экземпляре потребителя представитель платежного агента должен поставить отметку о получении претензии. В случае отказа платежного агента принять претензию, ее можно направить по почте заказным письмом с уведомлением (дата вручения будет считаться началом исчисления срока исполнения требований).
В случае отказа платежным агентом в удовлетворении требования потребителя, гражданин имеет право обратиться с исковым заявлением в суд.