«Подводные камни» автокредита
«Подводные камни» автокредита
Процесс приобретения автомобиля к настоящему времени становится все проще. Значительное влияние на увеличение количества автовладельцев оказывают набирающие популярность услуги автокредитования.
Так, по состоянию на 1 января 2013 года в ГИБДД были зарегистрированы 50,5 миллионов транспортных средств, 38,7 из которых – легковые автомобили. Согласно оценочным данным Национального бюро кредитных историй доля автомобилей, проданных в кредит в России, в первой половине текущего года выросла до 44,1%.
Нередко при оформлении автокредита у заемщиков появляются вопросы и даже проблемы, возникающие либо в процессе недостаточного информирования со стороны работников банка, либо при невнимательном прочтении условий кредитного договора. Расскажут об автокредите и рисках, которые могут возникнуть у потребителей автокредитных услуг, специалисты Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл.
Автокредит – это один из видов потребительского кредита, при котором потребитель получает денежные средства на покупку автомобиля. Приобретая машину в кредит, потребитель берет у банка в долг требуемую денежную сумму на условиях, предусмотренных договором. При этом покупатель заключает сразу несколько договоров:
- договор купли продажи автотранспортного средства (между покупателем и автосалоном или иным продавцом);
- кредитный договор и договор залога автомобиля (между покупателем и банком);
- договор страхования (между покупателем и страховой организацией).
При автокредитовании может применяться факторинг – беспроцентный кредит (рассрочка). В данном случае список заключаемых договоров отличается:
- договор купли-продажи автомобиля между автосалоном и покупателем;
- договор факторинга между автосалоном и банком;
- кредитный договор между банком и заемщиком;
- договор страхования автомобиля (КАСКО).
При такой схеме продажи автомобиля предполагается, что покупатель должен оплатить 30-50% от стоимости автомобиля, а оставшуюся часть погасить в рассрочку банку. После получения части денежных средств за автомобиль, автосалон получает оставшуюся стоимость автомобиля от банка, но при этом уступает банку право требования задолженности по оплате стоимости автомобиля от самого покупателя.
Большая часть банков требуют от заемщиков приобрести полис КАСКО, стоимость которого может составлять7-10%от цены автомобиля, что приводит к существенному увеличению затрат. С другой стороны, некоторые банки предлагают автокредиты без обязательной покупки страховки, но за это придется дополнительно заплатить несколько процентов.
Заемщикам важно знать о том, что действующим законодательством не предусмотрено обязательное заключение какого-либо договора страхования при автокредите. Кроме того, в соответствии со ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель, заключивший договор страхования, вправе расторгнуть его в любое время при условии взимания страховой организацией фактически понесенных расходов.
Некоторые банки ограничивают потребителя при выборе страховой организации. Подобные действия банка в соответствии с требованиями Закона РФ «О защите конкуренции» можно охарактеризовать как недобросовестную конкуренцию. При возникновении такой ситуации потребитель может обратиться в Федеральную антимонопольную службу.
У любого потребителя может возникнуть конфликт интересов с продавцом машины. Например, автодилеры могут сотрудничать сразу с несколькими банками, поэтому они предлагают оформить займ у одного из рекомендованных кредитных учреждений. Зачастую такие предложения оказываются невыгодными для заемщика, поскольку процентная ставка кредита может быть завышена.
Как и при любом другом виде кредитования, потребитель автокредитных услуг подвергается некоторым рискам и опасностям. Для того чтобы их предотвратить, нужно внимательно изучить кредитный договор, в особенности пункты, где указана информация о дополнительных платежах.