Регистрация, лицензирование

Доклад о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности) в 2022 году

Доклад о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности) в 2022 году

Раздел 1. «Состояние нормативно-правового регулирования в области лицензирования конкретных видов деятельности»

Исполнение государственной функции по предоставлению государственной услугипо лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) в 2022 г. регулировалось следующими нормативными правовыми актами:

Налоговым кодексом Российской Федерации (вторая часть;от 05.08.2000 N 117-ФЗ);

Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»;

Федеральным законом от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;

Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Федеральным законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

Федеральным законом от 13.07.2015 № 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены ограничений на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления";

Федеральным законом от 03.08.2018 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Федеральным законом от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности»;

Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";

Федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;

постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)"(до 01.09.2022);

постановлением Правительства Российской Федерации 05.05.2012 N 467 "О подготовке и представлении докладов о лицензировании отдельных видов деятельности, показателях мониторинга эффективности лицензирования и методике его проведения" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 № 1149);

постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 612 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с изменением организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека";

постановлением Правительства РФ от 25.02.2014 № 145 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам оценки эффективности деятельности контрольно-надзорных и лицензирующих органов";

постановлением Правительства РФ от 28.10.2015 № 1149 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";

постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 № 323 «О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия»;

постановлением Правительства РФ от 30.07.2021 № 1279 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности, в том числе лицензирования»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2022 N 45 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)»(с 01.09.2022);

постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2022 № 1431 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

приказом Роспотребнадзора от 01.09.2004 № 11 «О Комиссии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по государственной регистрации и лицензированию»; 

приказом Роспотребнадзора от 27.07.2012 № 796 "О подготовке докладов о лицензировании отдельных видов деятельности и показателях мониторинга эффективности лицензирования";

приказом Роспотребнадзора от 05.05.2014 № 383 «О лицензировании управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности);

приказом Роспотребнадзора от 22.07.2016 № 813 "О внесении изменений в отдельные приказы Роспотребнадзора, регулирующие вопросы предоставления государственных услуг, проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз и осуществления лицензионного контроля».

приказом Роспотребнадзора от 30.11.2020 № 784 «Об утверждении административного регламента Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению  государственной функции по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности);

приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.02.2022 N 95н "Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)";

приказом Роспотребнадзора от 18.04.2022 N 208 "Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами при лицензировании отдельных видов деятельности";

приказом Роспотребнадзора от 21.02.2022 № 56 «Об утверждении формы оценочного листа, в соответствии с которым проводится оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской  деятельности)

Все вышеперечисленные нормативные правовые акты Российской Федерации обеспечивают правовое регулирование в данной сфере:  

- регламентируют порядок лицензирования и лицензионного контроля;

- определяют требования, предъявляемые к соискателям лицензии и лицензиатам, сроки, порядок информирования и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги;

- определяют порядок взаимодействия между должностными лицами Роспотребнадзора и его территориальных органов, а также взаимодействия Роспотребнадзора и его территориальных органов с органами государственной власти и иными органами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при предоставлении государственной услуги;

- устанавливают формы документов, используемых при лицензировании вышеуказанного вида деятельности;

- обеспечивают доступность результатов предоставления государственной услуги.

Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, изменения в законодательстве, а также результаты оказания государственной услуги размещены на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл http:12.rospotrebnadzor.ru(раздел «Гос. услуги; лицензирование), на информационных стендах Управления, на Едином портале и в федеральном реестре.

Раздел 2. «Организация и осуществление лицензирования конкретных видов деятельности»

Организация и осуществление данного вида лицензирования  осуществляется должностными лицами структурных подразделений  Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (в соответствии с утвержденной структурой Управления), в должностные обязанности которых входят функции по лицензированию.

В обязанности отдела организации надзора входит:

1) прием и регистрация заявления о выдаче лицензии (переоформлении лицензии) и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги и подлежащих представлению заявителем;

2) формирование и направление межведомственных запросов с целью получения сведений, необходимых для предоставления государственной услуги и находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, участвующих в предоставлении государственной услуги;

3) направление уведомления заявителю о ходе предоставления услуги в срок не позднее одного рабочего дня после завершения выполнения каждой административной процедуры;

4) выдача результата предоставления государственной услуги соискателю лицензии, лицензиату;

5) предоставление сведений о конкретной лицензии в виде выписки из реестра лицензий;

6) размещение в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" сведения о ходе принятия решения о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий), проведении оценки соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований, предусмотренных положением о лицензировании;

7) ведение реестра лицензий, предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий.

Отделом санитарного надзора проводятся:

1) проверка полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, необходимых для предоставления государственной услуги, оценка соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям с последующим оформлением документов (кроме лицензии):

- о предоставлении лицензии/отказе в предоставлении лицензии,

- о внесении изменений в реестр лицензий/отказе во внесении изменений в реестр лицензий,

- о приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии и об аннулировании лицензии, формирование и ведение лицензионного дела;

2) проведение профилактических мероприятий с лицензиатами по соблюдению лицензионных требований и условий;

3) проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.

4) подготовка информации для размещения на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл.

Для внесения сведений в реестр лицензий, рассмотрения и принятия решений по лицензированию, проведения лицензионных проверок в пределах должностных полномочий определены ответственные должностные лица (2).

В качестве экспертов в проведении выездных проверок могут принимать участие специалисты  ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл», имеющие сертификаты специалистов и квалификационные категории (в 2020 - 2022 гг. не привлекались).

Решения о предоставлении лицензии, отказе в выдаче лицензии, переоформлении лицензии, отказе в переоформлении лицензии принимаются руководителем или (в его отсутствие) заместителями руководителя Управления.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл при оказании государственных услуг осуществляется межведомственное электронное взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (с Управлением ФНС России по Республике Марий Эл, Территориальным управлением Росимущества в Республике Марий Эл, Управлением Росреестра по Республике Марий Эл, Управлением Федерального казначейства по Республике Марий Эл).

Перечень запрашиваемых сведений: Управление ФНС России по Республике Марий Эл - сведения из Единого государственного реестра юридических лиц; Управление Федерального казначейства по Республике Марий Эл - сведения из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, подтверждающие факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, переоформление лицензии, платы за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе;  Управление Росреестра по Республике Марий Эл - сведения из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающие наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности; Территориальное управление Росимущества в Республике Марий Эл - сведения из реестра федерального имущества, подтверждающие наличие у соискателя лицензии зданий и помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности.

В 2022 г. лицензии не предоставлялись, запросы в вышеперечисленные госорганы не направлялись (в 2021 г. – 1, в 2020 г. – 0).

В 2022 г. поступило 1 заявление о прекращении действия лицензии (ООО «Доктор Вет») (в 2021 г. – 2, в 2020 г. – 1).

Заявления о переоформлении лицензий в период с 2020 г. по 2022 г. не поступали.

Взаимодействие в электронной форме с соискателями лицензии (лицензиатами) в рамках полномочий по лицензированию организовано посредством размещения на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в разделе «Государственные услуги. Лицензирование»информации об оказании государственных услуг.

Проверки соблюдения лицензионных требований лицензиатами в 2022  г. не проводились (Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля").

Для получения лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), соискатель лицензии представляет по установленной форме заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются:

- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, и (или) другие данные, которые позволяют идентифицировать место осуществления лицензируемого вида деятельности и которые указываются при необходимости в дополнение к почтовому адресу либо вместо него при его отсутствии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием номера телефона и адреса электронной почты юридического лица;

- идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

- лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

- реквизиты документов (наименование органа (организации), выдавшего документ, дата, номер), перечень которых определяется положением о лицензировании (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2022 N 45 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)»), и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям.

В соответствии с вступившим в силу с 01.09.2022 постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2022 N 45 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», вместе с заявлением направляются:

а) реквизиты документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (за исключением организаций, намеренных осуществлять техническое обслуживание непосредственно в месте размещения и эксплуатации радиационных источников) на праве собственности или ином законном основании производственных объектов, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и соответствующих установленным требованиям, или копии правоустанавливающих документов в случае, если права на указанные производственные объекты и сделки с ними не подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) сведения о документах, подтверждающих наличие у соискателя лицензии оборудования, содержащего источники ионизирующего излучения (генерирующие), в том числе радиационные источники, принадлежащие ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ (оказания услуг), и перечень технической документации на эти радиационные источники (для организаций, намеренных осуществлять эксплуатацию, производство и хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих);

в) реквизиты документов, подтверждающих наличие у работников, деятельность которых непосредственно связана с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), высшего образования или среднего профессионального образования и профессионального обучения по радиационной безопасности, соответствующих требованиям и характеру работ (услуг), или их копии в случае, если отсутствуют сведения в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" и информационной системе Пенсионного фонда Российской Федерации.

Заявление о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) и прилагаемые к нему документы (сведения) соискатель лицензии (лицензиат) направляет в лицензирующий орган в форме электронных документов (пакета электронных документов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Заявление о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Для внесения изменений в реестр лицензий в связи с намерением  лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в реестре лицензий, и (или) выполнять новые работы (услуги), составляющие лицензируемую деятельность, ранее не указанные в реестре лицензий, лицензиат представляет в лицензирующий орган документы (сведения), предусмотренные пунктом 6 Положения
о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утв. постановлением Правительства РФ от 25.01.2022 N 45.

Для прекращения действия лицензии заявитель направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о прекращении лицензируемой деятельности по форме согласно приложению N 3 к Административному регламенту (утв. приказом Роспотребнадзора от 30.11.2020 № 784), в котором указывается дата, с которой фактически прекращена лицензируемая деятельность.

Для получения сведений о лицензии заявитель направляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении сведений о лицензии по форме согласно приложению N 4 к Административному регламенту (утв. приказом Роспотребнадзора от 30.11.2020 № 784).

В 2022 г. внеплановые проверки в отношении соискателей лицензии (лицензиатов) не проводились (в 2021 г. – 1, в 2020 г. – 0). При необходимости проверки будут проводиться заместителем начальника отдела санитарного надзора, имеющим высшее медицинское образование, Сертификат специалиста по общей гигиене, достаточный стаж работы по специальности, и ведущим специалистом отдела санитарного надзора.

Действующий сертификат по социальной гигиене и организации государственной санитарно-эпидемиологической службы имеется у  руководителя Управления и заместителя руководителя Управления, принимающих решение о выдаче (переоформлении) и прекращении действия лицензий.

Специалисты, осуществляющие лицензирование, регулярно принимают участие в семинарах, проводимых Роспотребнадзором, занимаются самообразованием.

В результате деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл и улучшения качества производственного контроля со стороны лицензиатов, в период с 2020 г. по 2022 г. грубые нарушения лицензионных требований и условий, квалифицируемые по ч. 4 ст. 14.1 и ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не выявлялись.

Раздел 3. «Анализ и оценка эффективности лицензирования конкретных видов деятельности»

В 2022 г. поступило 1 заявление о прекращении действия лицензии (рассмотрено в установленный срок). Иных заявлений не поступало.

Общее количество действующих на территории Республики Марий Эл лицензий по состоянию на конец 2022 г. уменьшилось, и составило 22 (в 2021 г. – 23, 2020 г. – 24). Действие лицензий прекращалось по заявлениям законных представителей юридических лиц.

Отказа в предоставлении и переоформлении лицензий в 2020 – 2022 г.г. не было.

Случаи причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также приведшие к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, произошедшие по причине нарушения лицензионных требований, в 2020–2022 гг. не выявлялись.

При возникновении таких случаев хозяйствующими субъектами будут реализованы профилактические мероприятия в соответствии с санитарными правилами и программами производственного контроля.

Случаи оспаривания в суде оснований и результатов проведения Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл проверок деятельности лицензиатов в 2020-2022 гг. не регистрировались.

Выводы и предложения по осуществлению лицензирования конкретных видов деятельности

Выводы:

1. На территории Республики Марий Эл юридические лица, осуществляющие  деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности) без лицензий, в 2020-2022 гг. не выявлялись.

2. Количество юридических лиц – лицензиатов последовательно сокращается.

Предложения:

1. Перейти на оформление лицензий с учетом реестровой модели предоставления государственной услуги в соответствии с установленными правилами формирования и введения реестра лицензий, включая в состав сведений порядок их внесения в реестр, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2343.

2. Продолжить методическую работу, направленную на повышение уровня знаний лицензиатов относительно изменений законодательства Российской Федерации, путем размещения актуальной информации на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, направления информационных писем, проведения рабочих совещаний и семинаров-совещаний.