Результаты контроля маркировки табачной продукции за 7 месяцев 2023 года. Требования действующего законодательства к маркировке табачной продукции
Результаты контроля маркировки табачной продукции за 7 месяцев 2023 года. Требования действующего законодательства к маркировке табачной продукции
16.08.2023 г.
Одним из приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл является осуществление надзора за соблюдением требований законодательства об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака и никотинсодержащей продукции.
Важное направление работы – проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами посредством мониторинга Государственной информационной системы мониторинга товаров (ГИС МТ).
Маркировка табачной и никотинсодержащей продукции регулируется постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. №224 «Об утверждении Правил маркировки табачной и никотинсодержащей продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной» (далее – Правила).
Цель маркировки товаров средствами идентификации – пресечь поток поступления на потребительский рынок нелегальной продукции.
Маркировка позволяет отследить путь товара от выпуска с производства или ввоза в страну до конечной продажи потребителю.
В соответствии с вышеуказанными Правилами «средство идентификации табачной продукции» – это код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде штрихового кода в формате DataMatrix, формируемый в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом VIII настоящих Правил, для нанесения на потребительскую и групповую упаковки. Производители должны наносить на каждый товар уникальный цифровой код DataMatrix, предварительно занося сведения о продукции в систему Честный ЗНАК. Импортеры табачной продукции обеспечивает маркировку табачной продукции, произведенной за пределами территории РФ и ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Евразийского экономического союза либо в РФ из государств – членов Евразийского экономического союза для последующего ввода в оборот на территории Российской Федерации. Табачные изделия должны иметь на каждой пачке и блоке уникальный штрих код DataMatrix, информация в котором зашифрована и защищена от подделки с помощью криптографических технологий.
Уникальный цифровой код DataMatrix позволяет проследить весь путь товара на каждом этапе: от завода-изготовителя до потребителя. Присваивается товару при его описании в информационном ресурсе, обеспечивающем учет и хранение достоверных данных о товарах по соответствующей товарной номенклатуре (https://gov.crpt.ru).
Честный ЗНАК – это национальная система цифровой маркировки, созданная для отслеживания товаров. Уникальный код DataMatrix присваивает каждому товару уполномоченный государством оператор – Центр развития перспективных технологий.
При розничной продаже табачной продукции, чтобы убедиться в легальности товара, потребителю можно просканировать код маркировки с помощью мобильного приложения Честный ЗНАК. Приложение бесплатно и доступно для смартфонов на системах iOS и Android.
Если уникальный код DataMatrix на товаре подтвержден системой Честный ЗНАК, то потребитель купил подлинный товар. Если же при проверке через мобильное приложение выявлена ошибка кода, или информация о товаре в системе Честный ЗНАК отсутствует, либо товар не соответствует описанию, то потребитель вправе сообщить об этом в контролирующие органы.
Управление дополнительно информирует потребителей, что за оборот немаркированной табачной продукции, а также с нарушением установленного порядка ее маркировки на территории Российской Федерации предусмотрена административная (статья 15.12 КоАП РФ) и уголовная (статья 171.1 УК РФ) ответственность.
За 7 месяцев 2023 года при рассмотрении информации, размещенной в Государственной информационной системе мониторинга товаров в сети Интернет (ГИС МТ) по адресу https://gov.crpt.ru в разделе «Повторные продажи», Управлением установлены у 16 хозяйствующих субъектов факты повторной продажи товаров (табачная продукция – 9, альтернативная табачная продукция – 4, никотинсодержащая продукция – 3) с повторно сформированным кодом маркировки (средством идентификации), в связи с чем потребителям не предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре, обеспечивающая возможность их правильного выбора, что является нарушением правил маркировки средствами идентификации.
Всем хозяйствующим субъектам объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Управлением по результатам наблюдений в ГИС МТ направлены в суд 3 исковых заявления в защиту неопределенного круга потребителей о прекращении противоправных действий при продаже табачных изделий с нарушением требований к маркировке. Два исковых заявления полностью удовлетворены, одно находится на рассмотрении.
Мероприятия по контролю продолжаются.