Социально-гигиенический мониторинг
Государственная система социально-гигиенического мониторинга является механизмом обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Организация и ведение социально-гигиенического мониторинга является ведущим направлением деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и приобретает все более широкое значение.
«Социально-гигиенический мониторинг – государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания» (Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.45).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 г. №60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» проведение СГМ обеспечивает:
-
установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;
-
прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека;
-
определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;
-
разработку предложений для принятия решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
-
информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении мониторинга.
Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмен ими регламентирует отношения со следующими структурами:
-
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
-
Федеральная служба государственной статистики.
-
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.
-
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
-
Федеральная служба по труду и занятости.
-
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Информационными показателями для социально-гигиенического мониторинга являются данные наблюдений за:
-
состоянием здоровья населения (персонифицированные данные по заболеваемости населения);
-
факторами среды обитания человека, в том числе биологическими (вирусные, бактериальные, паразитарные), химическими, физическими (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и др.), социальными (уровень жизни, условия жизни, медицинское обеспечение);
-
источниками антропогенного воздействия на окружающую среду, в том числе на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почву;
-
радиационной обстановкой;
-
состоянием охраны и условиями труда работающих;
-
структурой и качеством питания, безопасностью пищевых продуктов для здоровья населения.
Специалисты отдела СГМ проводят:
-
Мониторинг за состоянием здоровья населения.
-
Мониторинг состояния факторов среды обитания.
-
Ранжирование территорий Республики Марий Эл по показателям, характеризующим состояние здоровья населения и факторы среды его обитания.
-
Прогноз состояния здоровья населения и среды обитания.
-
Организацию и проведение научно-практических работ.
-
Оценку риска здоровью населения.
Постоянно осуществляется совершенствование подходов к сбору и анализу информации о состоянии среды обитания, унификации процессов получения многоплановой информации, установлении связи показателей здоровья и факторов окружающей среды, с последующим выделением приоритетных территорий и их гигиенического ранжирования. Внедряются унифицированные программные средства ведения баз данных и анализа показателей социально–гигиенического мониторинга, геоинформационные и телекоммуникационные технологии.
Острые отравления алкоголем и его суррогатами в Республике Марий Эл за 6 месяцев 2009 года
Острые отравления алкоголем и его суррогатами в Республике Марий Эл за 6 месяцев 2009 года
На территории Республики Марий Эл за 6 месяцев 2009 г. зарегистрировано 253 случая острых отравлений алкоголем и его суррогатами. В сравнении с аналогичным периодом 2008 г. количество алкогольных отравлений в республике уменьшилось на 36,4%, количество алкогольных отравлений со смертельным исходом – на 19,3%. Отмечается рост показателей алкогольных отравлений в Волжском, Килемарском, Юринском, Мари-Турекском и Медведевском районах.
Острые отравления алкоголем и его суррогатами в 2008-2009 гг.
Административные территории | Всего алкогольных отравлений | Алкогольных отравлений со смертельным исходом | ||||||
2009 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2008 г. | |||||
абс. | на 10 тыс.нас. | абс. | на 10 тыс.нас. | абс. | на 10 тыс.нас. | абс. | на 10 тыс.нас. | |
г. Волжск | 7 | 1,2 | 10 | 1,8 | 6 | 1,1 | 5 | 0,9 |
Волжский район | 7 | 3,0 | 4 | 1,7 | 7 | 3,0 | 3 | 1,3 |
г. Козьмодемьянск | 18 | 7,9 | 19 | 8,4 | 6 | 2,6 | 13 | 5,7 |
Горномарийский район | 13 | 4,8 | 23 | 8,5 | 9 | 3,3 | 17 | 6,3 |
Звениговский район | 12 | 2,6 | 17 | 3,7 | 11 | 2,4 | 15 | 3,3 |
Килемарский район | 7 | 5,3 | 3 | 2,3 | 7 | 5,3 | 3 | 2,3 |
Куженерский район | 2 | 1,2 | 5 | 3,1 | 2 | 1,2 | 5 | 3,1 |
Мари-Турекский район | 12 | 5,1 | 10 | 4,2 | 9 | 3,8 | 8 | 3,4 |
Медведевский район | 23 | 3,4 | 20 | 3,0 | 23 | 3,4 | 17 | 2,5 |
Моркинский район | 9 | 2,7 | 22 | 6,6 | 6 | 1,8 | 11 | 3,3 |
Новоторъяльский район | 15 | 8,9 | 48 | 28,6 | 4 | 2,4 | 10 | 5,9 |
Оршанский район | 6 | 3,9 | 7 | 4,5 | 6 | 3,9 | 7 | 4,5 |
Параньгинский район | 4 | 2,3 | 6 | 3,5 | 4 | 2,3 | 3 | 1,7 |
Сернурский район | 12 | 4,8 | 18 | 7,2 | 5 | 2,0 | 9 | 3,6 |
Советский район | 9 | 3,0 | 10 | 3,4 | 8 | 2,7 | 7 | 2,4 |
Юринский район | 6 | 5,9 | 2 | 2,0 | 5 | 4,9 | 2 | 2,0 |
г.Йошкар-Ола | 91 | 3,5 | 174 | 6,7 | 41 | 1,6 | 62 | 2,4 |
Итого по Республике Марий Эл | 253 | 3,6 | 398 | 5,7 | 159 | 2,3 | 197 | 2,8 |
В первом полугодии 2009 г. выше республиканского (3,6 на 10 тыс. населения) отмечаются показатели в Новоторъяльском (8,9) районе, г.Козьмодемьянске (7,9), Юринском (5,9), Килемарском (5,3), Мари-Турекском (5,1), Горномарийском (4,8), Сернурском (4,8) и Оршанском (3,9) районах.
По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество отравлений со смертельным исходом по республике в 2009 г. уменьшилось со 197 до 159 случаев. Выше республиканского показатели смертельных отравлений отмечаются в Килемарском, Юринском, Оршанском, Мари-Турекском, Медведевском, Волжском, Горномарийском, Советском, Звениговском, Новоторъяльском районах и г. Козьмодемьянске. Среди всех отравлений первого полугодия 2009 г. отравления непосредственно алкоголем составили 84,6 %, суррогатами алкоголя – 15,4 % (в 2008 г. – 84,9% и 15,1% соответственно). Наиболее высокие показатели отравлений суррогатами алкоголя регистрируются в г. Козьмодемьянске, Горномарийском, Новоторъяльском, Мари-Турекском и Советском районах. Среди смертельных отравлений первого полугодия отравления суррогатами алкоголя составили 6,3 % (в 2008 г. – 8,1 %). Отравлений суррогатами алкоголя со смертельным исходом было зарегистрировано по 3 случая в Горномарийском и Советском районах, по 1 – в г. Козьмодемьянске, г.Йошкар-Оле, Мари-Турекском и Медведевском районах.