Социально-гигиенический мониторинг

 

Государственная система социально-гигиенического мониторинга является механизмом обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Организация и ведение социально-гигиенического мониторинга является ведущим направлением деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и приобретает все более широкое значение.

«Социально-гигиенический мониторинг – государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания» (Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.45).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 г. №60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» проведение СГМ обеспечивает:

  1. установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;

  2. прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека;

  3. определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;

  4. разработку предложений для принятия решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

  5. информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении мониторинга.

Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмен ими регламентирует отношения со следующими структурами:

  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

  • Федеральная служба государственной статистики.

  • Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.

  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

  • Федеральная служба по труду и занятости.

  • Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Информационными показателями для социально-гигиенического мониторинга являются данные наблюдений за:

  • состоянием здоровья населения (персонифицированные данные по заболеваемости населения);

  • факторами среды обитания человека, в том числе биологическими (вирусные, бактериальные, паразитарные), химическими, физическими (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и др.), социальными (уровень жизни, условия жизни, медицинское обеспечение);

  • источниками антропогенного воздействия на окружающую среду, в том числе на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почву;

  • радиационной обстановкой;

  • состоянием охраны и условиями труда работающих;

  • структурой и качеством питания, безопасностью пищевых продуктов для здоровья населения.

Специалисты отдела СГМ проводят:

  • Мониторинг за состоянием здоровья населения.

  • Мониторинг состояния факторов среды обитания.

  • Ранжирование территорий Республики Марий Эл по показателям, характеризующим состояние здоровья населения и факторы среды его обитания.

  • Прогноз состояния здоровья населения и среды обитания.

  • Организацию и проведение научно-практических работ.

  • Оценку риска здоровью населения.

Постоянно осуществляется совершенствование подходов к сбору и анализу информации о состоянии среды обитания, унификации процессов получения многоплановой информации, установлении связи показателей здоровья и факторов окружающей среды, с последующим выделением приоритетных территорий и их гигиенического ранжирования. Внедряются унифицированные программные средства ведения баз данных и анализа показателей социально–гигиенического мониторинга, геоинформационные и телекоммуникационные технологии.


«Назад

Об острых отравлениях спиртосодержащими жидкостями в Республике Марий Эл в I квартале 2024 года

Об острых отравлениях спиртосодержащими жидкостями в Республике Марий Эл в I квартале 2024 года

11.04.2024 г.

Согласно экстренным извещениям (форма №58-1/у) о случаях острых отравлений спиртосодержащими жидкостями, представленным медицинскими организациями, ГБУ РМЭ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» по заключительному диагнозу, в I квартале 2024 года на территории Республики Марий Эл зарегистрировано 55 случаев острых отравлений спиртосодержащими жидкостями, в том числе 28 – со смертельным исходом (за аналогичный период 2023 года – 46 и 32 случая соответственно). В 85,5% случаев острые отравления связаны с употреблением этанолсодержащих жидкостей. Также зарегистрированы 4 случая отравления метиловым спиртом, 3 – неуточненным спиртом, 1 – суррогатом алкоголя.

В январе-марте 2024 года отравления спиртосодержащими жидкостями зафиксированы: 16 случаев – в г. Йошкар-Оле (из них 4 – со смертельным исходом), 11 – в Сернурском (из них 3 – со смертельным исходом), по 4 – в Медведевском (все со смертельным исходом), Советском (из них 3 – со смертельным исходом) районах, по 3 – в г. Козьмодемьянске (со смертельным исходом нет), Мари-Турекском (все со смертельным исходом) районе, по 2 – в Волжском (оба со смертельным исходом), Горномарийском (из них 1 – со смертельным исходом), Звениговском (оба со смертельным исходом), Моркинском (оба со смертельным исходом) районах, по 1 случаю – в г. Волжске (со смертельным исходом), Килемарском (со смертельным исходом), Оршанском (со смертельным исходом), Параньгинском (со смертельным исходом), Куженерском и Новоторъяльском районах. В Юринском районе острых отравлений спиртосодержащими жидкостями в январе-марте 2024 года зарегистрировано не было.

Случаев острых отравлений спиртосодержащими жидкостями, связанных с некачественным алкоголем промышленного производства, в I квартале 2024 года в республике не зафиксировано.