Защита прав потребителей

Памятка потребителям – как закрыть банковскую карту

Памятка потребителям – как закрыть банковскую карту

 

Некоторые клиенты банка – физические лица (потребители), использующие банковские карты, полагают, что по истечении срока действия карты договорные отношения с банком автоматически расторгаются или, что если не пользоваться банковской картой, то и платить за неё не придётся.

Это ошибочное мнение, которое может повлечь неприятные последствия:

  • банк может потребовать уплатить комиссию за годовое обслуживание карты, а при наличии на счёте карты денежных средств списать сумму комиссии со счёта;
  • после списания суммы комиссии может возникнуть кредитная задолженность перед банком, на которую будут начисляться проценты, если карта кредитная или с установленным лимитом овердрафта. Как следствие – просроченная задолженность, испорченная кредитная история и денежные потери.

Договор на выпуск и обслуживание банковской карты имеет две составляющие: открытие и обслуживание банковского счёта, и выпуск пластиковой карты, которая является лишь инструментом доступа к банковскому счёту. У карт может заканчиваться срок действия, они могут перевыпускаться с новыми реквизитами, карт в рамках одного договора вообще может быть несколько, при этом счёт всегда один и реквизиты его не меняются. Счёт не закрывается автоматически, если что-то произойдет с картой.

Обратите внимание!

Банки могут выдавать клиентам банковские карты к потребительским кредитам, мотивируя это тем, что через карту удобнее погашать кредит. Из-за этого клиенты могут считать, что достаточно погасить кредит и карта автоматически прекратит свое действие. Это не так. В данном случае на выпуск и обслуживание карты заключается отдельный договор, который необходимо отдельно расторгнуть.

Избежать возможных негативных последствий просто. Необходимо лишь должным образом расторгнуть заключённый ранее с банком договор на выпуск и обслуживание карты.

Для этого рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Погасите сумму задолженности по карте, если карта кредитная или с установленным лимитом овердрафта, либо снимите со счёта собственные денежные средства.

Если на счёте карты есть ваши собственные денежные средства, можно снять их или перевести на иной счёт, чтобы остаток на счёте был равен нулю. Этого можно не делать заранее, но тогда деньги могут быть возвращены вам только после фактического закрытия счёта.

Обратите внимание!

По общим правилам остаток денежных средств должен быть выдан с банковского счёта клиенту до истечения семи дней после получения банком заявления о расторжении договора банковского счёта, если в заявлении не предусмотрен более поздний срок расторжения договора (п. 1 ст. 859 ГК РФ; п. 8.3 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И). Однако на практике, как правило, срок возврата остатка денежных средств увеличен до 45 дней. Это связано с особенностями, указанными в шаге 3.

Шаг 2. Обратитесь в отделение банка и сообщите о намерении расторгнуть договор.

При обращении в банк потребуется подписать соответствующее заявление и сдать банковскую карту для последующего уничтожения. Заявление оформляется по форме банка, в нём должно быть указано, что вы просите закрыть счёт. Как правило, возврат карты в банк не является жёстким требованием, но в любом случае она будет заблокирована банком в этот же день.

Шаг 3. Дождитесь фактического закрытия счёта банковской карты и расторжения договора.

Период между подачей заявления и закрытием счёта может достигать 45 дней. Конкретный срок закреплён в договоре. Столь длительный период связан с требованиями международных платёжных систем и техническими особенностями расчётов по банковским картам.