Защита прав потребителей

О начислениях оплаты за электроэнергию ОДН. Нормативы потребления для целей ОДН, порядок обращения при несогласии с начислениями

О начислениях оплаты за электроэнергию ОДН. Нормативы потребления для целей ОДН, порядок обращения при несогласии с начислениями

 

 

Электроэнергия для  ОДН – это электроэнергия, которая расходуется для работы электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, а именно, потребление электроэнергии приборами освещения мест общего пользования и придомовой территории, автоматическими запирающими устройствами, усилителями телеантенн коллективного пользования, системами противопожарной автоматики и дымоудаления.

В соответствии с п. 25 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые утверждены Постановлением Правительства РФ №306 от 23 мая 2006 года, рекомендуемый норматив потребления на эти цели с учетом технологических потерь составляет:

- 7 кВт на 1 человека в месяц в домах без лифта;

- на лифтовое оборудование 7 кВт на 1 человека в месяц, то есть 14 кВт на 1 человека в месяц  в домах, где имеется лифт;

Для жилых зданий, не являющихся многоквартирными домами, указанные значения принимаются равными нулю.

Однако оплата,  исходя из норматива, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 №307) предусмотрена  только тем потребителям, которые не имеют приборов  учета.

Вместе с тем  указанные нормативы для любого  потребителя  могут служить ориентиром  величины необходимого потребления электроэнергии на те же цели. И если величины, предъявляемые вам  для оплаты ОДН, значительно превышают установленные нормативы, необходимо  искать причину такого большого потребления электроэнергии на общедомовые нужды в вашем доме.

Искать эту самую причину большого потребления  вместе с собственниками обязаны исполнители услуг. Бремя возмездного содержания общего имущества (в том числе  и вопросы электроснабжения мест общего пользования) изначально связано с долей в праве на это имущество и, соответственно, относится к отношениям собственности.

В соответствии со ст. 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 23 мая 2006 №307 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила). Утвержденные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

В соответствии с п. 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество)  электрической энергии, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры. Общий объем (количество) потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном Правилами.

В соответствии с п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, у любого потребителя  есть право познакомиться с журналом учета потребления домом коммунального ресурса по общедомовому прибору учета. По  требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, управляющая компания либо другой исполнитель услуг обязаны предоставить потребителю указанный журнал, а также по требованию потребителя произвести сверку начисления платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдать документы, подтверждающие правильность начисления. Желательно, чтобы собственники свои требования, предложения в адрес исполнителя услуг оформляли письменно, как предусмотрено Законом РФ «О защите прав потребителей». Информация об исполнителе услуг в обязательном порядке размещается в предъявляемой к оплате квитанции.

Управляющая компания (исполнитель услуг)  обязана принять меры, направленные  на недопустимость нецелевого расходования приобретенных ресурсов. Зачастую к ОДН приравнивают потери ресурсов в результате аварий, хищения, неучтенное потребление третьими лицами (организации, занимающие первые этажи, подвалы и т.д.).  Если после вашего обращения управляющая компания не приняла вышеназванные меры, жильцам необходимо активнее решать такие вопросы:

- потребовать на общем собрании от управляющей компании  провести полный учет (или предоставить отчет за прошедший год) всех нужд общедомового потребления с расчетами (количество и мощность лампочек, энергопотребление лифтового оборудования);

- проводить общественный контроль над обоснованностью «перерасчетов, связанных с общедомовым потреблением»;

- вести самостоятельный учет всех аварийных ситуаций, влекущих за собой убытки (потери коммунальных ресурсов), а также требовать от управляющей компании предоставлять информацию о принятых мерах и компенсации таких убытков за свой счет;

- инициировать полную профилактику всех инженерных сетей (их осмотр и актирование, извещение полиции о хищениях должно производиться и без просьбы или требования со стороны собственников).

Если у собственников дома не получается самостоятельно решить эти вопросы, надо обратиться за помощью в администрацию города или района. В случае если финансовая претензия исполнителю услуг при начислении оплаты за электроэнергию ОДН сохранится,  у потребителей остается право отстаивать свои интересы в судебном порядке. По общим нормам гражданского законодательства  в силу положений ст. 11 ГК РФ все претензии и требования имущественного (денежного) характера, предъявляемые потребителями, при их неразрешении в добровольном порядке подлежат рассмотрению исключительно судебными органами.