Защита прав потребителей

Берём кредит

Берём кредит

Вы решили оформить кредит в банке для приобретения нужной вам вещи? Своё решение необходимо тщательно обдумать:

  • так ли необходима вам эта вещь или услуга, возможно, вы можете обойтись без неё;
  • как срочно вам нужно это приобретение, не можете ли вы отложить реализацию своих планов до того момента, как сможете накопить определённую сумму;
  • имеете ли вы соответствующие доходы для погашения суммы кредита и процентов банка;
  • достаточно ли вы понимаете, какие обязательства берёте на себя, подписывая кредитный договор с банком.

Для того, чтобы принять правильное решение, необходимо внимательно ознакомиться с пунктами договора, тарифами и прочими сопутствующими условиями до подписания этого документа. Довольно часто получается так, что договор читают дома, после получения кредита. И открывают для себя неприятные моменты: оплату различных комиссий, платежи за дополнительные услуги (страхование, предоставление выписок и т.д.).

Перед заключением договора с банком необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • размер процентной ставки;
  • срок кредитования;
  • наличие дополнительных комиссий;
  • условия досрочного погашения кредита.

Кредитная организация обязана определять в кредитном договоре полную стоимость кредита, предоставляемого заёмщику, а также указывать перечень и размеры платежей заёмщика, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора.

Вы взяли в банке кредит. Ежемесячно платите сумму долга, проценты, комиссию за ведение ссудного счёта. А вправе ли банки брать такие «комиссионные» с граждан?

В первую очередь граждане должны знать: если они обращаются в банк за кредитом для личных бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, они признаются потребителями. Такой статус даёт им возможность пользоваться не только положениями ГК Российской Федерации, но и Законом «О защите прав потребителей», а также другими правовыми актами, изданными в соответствии с ним. Законодательство о защите прав потребителей не позволяет банкам и прочим учреждениям дискриминировать права граждан как экономически слабой стороны.

В частности, в ст. 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» сказано: «Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными».

26 марта 2007 года Центральный банк Российской Федерации утвердил Положение «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации». В соответствии с этим документом условием предоставления и погашения кредита является открытие и ведение банком ссудного счёта. Таким образом, эта операция не является самостоятельной банковской услугой. А раз так, то и брать за неё деньги с потребителей банк не вправе.

Если вы по незнанию или по каким-то другим причинам подписали договор, по которому с вас берут лишнее, то в первую очередь необходимо направить претензию в банк. Претензия составляется в 2-х экземплярах. На вашем экземпляре сотрудники банка обязательно должны поставить отметку о приёме претензии. Если принимать претензию отказываются, отправьте её по почте с уведомлением о вручении и описью вложения.

Если кредит ещё не погашен, можно подписать соглашение о зачёте сумм, оплаченных за комиссию, в счёт долга.

Заявить требование о возврате средств потребитель имеет право в течение трёх лет.

Никто не спорит, что долги нужно возвращать, но не стоит молча соглашаться со всеми претензиями банков. Куда пожаловаться на неправомерные, с вашей точки зрения, действия сотрудников кредитной организации?

В первую очередь имеет смысл обратиться к руководству данного отделения банка. Просто позвонить или прийти в кредитную организацию недостаточно. Жалоба и ответ на неё обязательно должны быть оформлены в письменном виде.

Претензия составляется в двух экземплярах. Затем передаётся в банк, либо отправляется по почте ценным письмом с уведомлением о вручении. Если заявление передаётся лично, на вашем экземпляре сотрудник кредитной организации должен поставить отметку о принятии документа, где указываются дата, должность сотрудника, его фамилия, входящий номер (штамп организации). Если ваша претензия касается немотивированных начислений по просроченным платежам или иных финансовых вопросов, обязательно приложите к обращению копии имеющихся платёжных документов. Ответ из банка также должны предоставить в письменном виде. Это необходимо. При рассмотрении материала в суде принимаются только существенные доказательства вашей правоты.

Иски заёмщиков рассматривались в суде по месту нахождения кредитной организации. В соответствии с положениями Закона «О защите прав потребителей» истец имеет возможность самостоятельно выбирать место рассмотрения спора.

В случае неправомерных действий кредитной организации Вы можете обратиться в суд с требованием о компенсации морального вреда. В этом случае придётся предъявить свидетельства, подтверждающие перенесённые вами нравственные страдания, а также их оценку. Законодательно величина компенсации морального вреда не ограничена.