Профилактика нарушения осанки у школьников
Профилактика нарушения осанки у школьников
В настоящее время одним из заболеваний, приобретаемых детьми за время учебы, является нарушение осанки. Нарушение осанки (сутулость, чрезмерное отклонение позвоночника вперед – лордоз, или назад – кифоз, плоская спина) и сколиоз встречаются весьма часто среди детей школьного и особенно раннего школьного возраста.
Формирование осанки – сложный процесс, требующий постоянного внимания родителей, врачей, педагогов в течение всего периода закрепления двигательно-статистических навыков. Одной из причин этих заболеваний является несоответствие школьной мебели росту ребенка.Вот почему первейшей задачей образовательных учреждений является создание надлежащих условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Большая статическая нагрузка более возрастает, если ученик сидит за мебелью неправильной конструкции или не отвечающей своими размерами длине и пропорции тела школьника. В этих случаях ученики не могут сохранять правильную рабочую позу, в результате чего нарушается осанка. Правильно организованный двигательный режим школьников не только улучшает физическое развитие, но и способствует повышению их успеваемости в школе.
В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплексе со стульями. Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей. Основным видом ученической мебели для обучающихся начальных классов должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости.
В течение 2012 года в 97 школ (2011 г. – 36) республики были приобретены 598 единиц школьной мебели и ученического оборудования.
Проведенная работа позволила снизить удельный вес рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам, в 2 раза: с 15,8% в 2008 г. до 8,1% в 2012 г. Наиболее высокие показатели несоответствия рабочих мест остаются в детских учреждениях Сернурского, Параньгинского, Волжского районов. Более благоприятная ситуация в обеспечении качественной мебелью складывается в дошкольных учреждениях.
За последние 5 лет отмечается также снижение показателей заболеваемости по нарушениям осанки в 1,5 раза, сколиозами в 1,6 раза.
Показатель заболеваемости по нарушениям осанки превышает республиканский в 6,3-1,8 раза в Куженерском, Оршанском, Сернурском районах.
Неправильная осанка плохо сказывается на внутренних органах: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость, падает аппетит, ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр. Поэтому наряду с правильной организацией рабочего места школьника важное значение в профилактике нарушений осанки отводиться и лечебной физкультуре, которая способствует укреплению мышечного корсета и снятию напряжения. Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений осанки. Дополнительные нагрузки, связанные с сидением на уроке, рекомендуется чередовать с интенсивными физкультминутками; специальными упражнениями для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, конечностей. Школьникам с выраженным нарушением осанки не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник: тяжелой атлетикой, прыжками в высоту и длину, с трамплина и с вышки в воду, акробатикой и подобными видами спорта.