Об условиях труда офисных работников в России
Об условиях труда офисных работников в России
Прежде всего, надо определиться, что же такое «офис», ведь именно так мы в последнее время привыкли называть помещение, которое раньше именовалось административным. В понимании американцев это комната или часть здания, где работы производятся, сидя за столами, оснащенными компьютерами, а офисный работник – это человек, чья работа не сопряжена с физическими нагрузками. Реально это не профессия, а категория разных профессий (секретари, бухгалтера, юристы и др.).
Согласно санитарным нормам и правилам 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» работа в офисах относится к категории 1а с интенсивностью энергозатрат до 120 ккал/час (производимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим напряжением) или 1б с интенсивностью энерготрат 121-150 ккал/ч (производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим напряжением).
Для офисных работников характерны определенные заболевания, связанные с длительным нахождением внутри здания. Эти люди часто жалуются на хроническую усталость, головную боль, недомогание, бессонницу, простуду, боли в ногах, спине и др. Чаще стали появляться аллергические реакции, в частности, астма. Главная причина – ухудшение качества воздуха в помещениях, что связано с неправильной организацией вентилирования, длительная работа за компьютерами, скученность персонала, социально-психологические причины (в первую очередь, неудовлетворенность работой).
На здоровье и самочувствие офисных работников влияет масса различных факторов (наличие или отсутствие сквозняков, шум и запахи с улицы, электромагнитные поля от компьютеров и многое др.).
Такие факторы, как естественное освещение и аэроионы, оказывают благоприятное влияние на человека, их уровни необходимо поддерживать в соответствие СанПиН 2.2.1\2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» и СанПиН 2.2.4.1294-03«Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений» (соответственно).
Воздух в помещении должен ощущаться как свежий и чистый, несмотря на то, что источников его загрязнения множество: внешние (транспорт, промышленные предприятия и др.) и внутренние (строительные и отделочные материалы, лакокрасочные покрытия, растения и др.). Отдельного внимания заслуживает газ, относящийся к канцерогенам, – радон и продукты его распада. Радон проникает в здания из грунта и накапливается на нижних этажах зданий. Для снижения дозовой нагрузки от его воздействия необходимо регулярно проветривать помещения.
Еще одну группу образуют летучие органические вещества, такие, как углеводороды, альдегиды, фенолы, спирты, кислоты, кетоны, углекислый газ и окись углерода, озон, эпихлоргидрин и др. Большинство из них выделяется при работе офисной техники. Очень важно контролировать содержание окиси углерода (СО2) в воздухе, т.к. именно это соединение вызывает ощущение дискомфорта, сонливость и головные боли. В большинстве странах допустимый уровень СО2 в офисных помещениях– не более 1%. В России такая величина не определена, а качество аттестации рабочих мест оставляет желать лучшего.
Воздух офисных помещений загрязнен и микроорганизмами. В то же время в России отсутствуют нормативы микробного загрязнения офисных помещений. Их еще следует разработать.
В соответствии с вышеизложенным в РФ назрела необходимость разработки санитарных правил и гигиенических нормативов для регламентации условий труда офисных работников.