«Назад

О Великой Отечественной войне. Воспоминания Михаила Григорьевича Григорьева

О Великой Отечественной войне. Воспоминания Михаила Григорьевича Григорьева

 

Минуло уже 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война – самая страшная из всех войн, когда-либо пережитых нашей страной. Здесь мы представляем воспоминания участников Великой Отечественной войны и ветеранов тыла, которые до войны и в послевоенные годы трудились в санитарно-эпидемиологической службе Республики Марий Эл (данные воспоминания взяты из архивных материалов).

Григорьев Михаил Григорьевич

Григорьев Михаил Григорьевич родился в 1916 году в д. Элек-Энер Моркинского района. Воспитанник детского дома. В 1940 году окончил Томский медицинский институт, был направлен на работу в п. Новый Торъял Марийской АССР районным государственным санитарным инспектором.

С 19 декабря 1940 года начал службу в Красной Армии в Западной Белоруссии. В начале работал в медсанбате, затем – гарнизонным врачом, где готовили танкистов. Эта часть одной из первых встретила войну. Оказывая упорное сопротивление врагу, войска Западного фронта под напором громадных танков и моторизованных войск противника, вынуждены были отступать и 13 дивизий попали в окружение.

Окружение... Бои... Раненые, раненые, раненые... Михаил Григорьевич по мере сил оказывал им помощь, но между городами Орша и Смоленск был контужен и попал в плен.

Он испытал все ужасы фашистского плена в лагерях на оккупированной территории, в лагерях Германии и Финляндии. И везде, несмотря на зверский режим, вел подпольную работу; был, прежде всего, врачом, помогал заболевшим.

В ноябре 1942 года 2 тысячи узников решено было отправить в Финляндию на транспорте «Гинденбург». Кроме узников на борту транспорта находились: оружие, снаряды, машины, немцы-конвоиры. 17 ноября в Финском заливе «Гинденбург» был торпедирован советской подводной лодкой. Раздался грохот, треск. Свет в трюме, где находились пленные, погас. Судно накренилось и начало тонуть. Немцы, не собираясь ничего и никого спасать, перебрались на сопровождающий эсминец. Судьба военнопленных их не волновала. На судне началась паника. И в этот момент, посоветовавшись со своим земляком-фельдшером Соколовым В.И. (уроженец Горномарийского района), Михаил Григорьевич обратился к своим товарищам со словами: «Если нам суждено умереть здесь, то давайте умрем, как наши славные русские моряки на крейсере «Варяг».

Михаил Григорьевич, как реликвию, хранит одно письмо от своего друга из Саратова Маркелова Е.Я., где он пишет: «Ведь это ты предложил спеть «Интернационал» в трюме торпедированного «Гинденбурга» в момент, когда мы ожидали немедленной и неминуемой гибели!».

Свидетелями трагедии оказались финские моряки, они на шлюпках подошли к «Гинденбургу» и спасли пленных от «двойной» смерти: сбегая с торпедированного корабля, немцы подожгли бикфордов шнур, тянувшийся к двум авиабомбам…

Финны разместили военнопленных в казармах на окраине города Турку. На следующий день туда прибыли немцы-охранники с «Гинденбурга». Как звери, набросились они на беззащитных пленных, а на следующий день эшелон увозил их вглубь Финляндии. И снова концлагеря, голод, побои, издевательства гитлеровцев. Сотни наших солдат умерли и похоронены в лесах Финляндии.

Михаил Григорьевич мечтал о побеге, но осуществить мечту удалось только в декабре 1944 года. Было решено организовать групповой побег. Помог в организации побега австрийский немец, служивший охранником, – Бартоломус Липуш. Накануне в бункер (амбулаторию) под видом больных было положено 10 человек, способных совершить побег. Дорогу указал пленный тяжелораненый финский солдат-патриот, которого немцы для оказания помощи привели в лагерь. Михаил Григорьевич в течение двух суток оказывал ему помощь. Бежали в Швецию.

Об этом побеге впоследствии были напечатаны статьи в газетах: «Советская Россия» от 07.07.1963 г. – статья «Подвиг австрийского солдата»; «Марийская правда» от 25.08.1963 г. – статья «Побег из плена»; «Молодой коммунист» от 13.07.1963 г.; «Фольксштимме» – органа компартии Австрии от 19.06.1963 г.

В Швеции в г. Каресуанда бежавших вызвали в полицейское управление, предлагали остаться жить в Швеции.

Забыть Родину?! Забыть Отчизну, где вырастили, воспитали, дали образование детдомовскому мальчишке? Забыть три с половиной года тоски по родной земле? Никогда!

Михаил Григорьевич настоял на своем и просил сообщить в посольство в Стокгольме. Просьба была удовлетворена, состоялась встреча с послом Советского Союза в Швеции – Александрой Михайловной Коллонтай. Михаилу Григорьеву было поручено организовать и возглавить пленных, желающих вернуться на Родину. Прошел месяц проживания на даче советского посольства под Стокгольмом, и наконец, состоялась долгожданное возвращение 40 человек на Родину.

В 1965 году Михаилу Григорьевичу присвоено почетное звание «Заслуженный врач Марийской АССР».