Становление и развитие санитарно-эпидемиологической службы в Республике Марий Эл тесно связано с основными периодами истории Российского государства, имеющими свои особенности и по-разному влияющими на организацию санитарно-эпидемиологической деятельности в обществе.

В царской России в течение всего XIX и начала XX веков, вплоть до 4 ноября 1920 года, даты образования Марийской автономной области, территории нынешней Республики Марий Эл входили в состав Казанской, Вятской и Нижегородской губерний. Марийский край* был аграрным, сырьевывозящим районом Российской империи. Экономика края основывалась на сельском хозяйстве, лесоразработках, мелкотоварной крестьянской промышленности с преобладанием ручного труда. Марийское население занималось земледелием, скотоводством, бортничеством и охотой. Развитой фабрично-заводской промышленности в крае не имелось. Нищета, голод, низкая санитарная культура и низкий уровень коммунального обустройства являлись главными причинами высокой заболеваемости и смертности населения.

Зарождением санитарной службы Марийского края можно считать конец XIX - начало XX веков, когда ситуация требовала применения неотложных мер, в первую очередь, лечения и профилактики инфекционных заболеваний. И здесь велика роль земской медицины. Именно благодаря появлению и существованию земской системы самоуправления открывались новые лечебницы для всех нуждающихся с бесплатным приемом, формировалось санитарно-эпидемиологическое дело [5].

Первые больницы в Марийской крае открылись в городах Козьмодемьянске и Царевококшайске (ныне – Йошкар-Ола). Больница в Царевокошайске была открыта в 1830 году для обслуживания гарнизона крепостей и военных чиновников. С введением института земства в 1864 году больница стала земской и принимала всех нуждающихся в лечении.

В городе Козьмодемьянске больница открылась в середине 20-х годов XIX века (точная дата неизвестна) Казанским приказом Общественного призрения Министерства внутренних дел. Больница обслуживала военных чиновников Оренбургской казачьей сотни, расположенной в городе. Более удобное географическое расположение больницы на берегу реки Волги способствовало более быстрому ее развитию. Оснащенность больницы города Козьмодемьянска была несколько лучше, чем Царевококшайской.

Намного раньше, чем в других уездах Марийского края, началось прививание против оспы, к середине 1850 года в Козьмодемьянском уезде числились первые 5 оспопрививателей [3]. С января 1866 года больница перешла в земское ведомство и стала земской.

Из записей в журналах уездно-земских собраний середины ХIX века видно, что в то время на территории Марийского края в больших количествах регистрировались оспа натуральная, дифтерия и крупы, трахома, сыпной и брюшной тифы, сифилис, дизентерия, туберкулез. Поэтому на протяжении всего XIX века первостепенной задачей была борьба с инфекционными заболеваниями.

В документах тех лет основную часть занимают постановления, циркуляры Казанского губернского оспенного комитета о необходимости усиления борьбы с натуральной оспой. Огромную роль отводили обучению оспопрививателей из числа учителей, цирюльников, представителей духовенства, вольножелающих, проведению просветительской работы среди населения о безопасности и действенности прививания. Особенно данную работу нацеливали проводить с матерями новорожденных. В документах Козьмодемьянской и Царевококшайских больниц, сохранившихся в Государственном архиве Республики Марий Эл, присутствует большое количество справок и отчетов о количестве заболевших натуральной оспой, а также привитых детей. Несмотря на проводимую работу, достичь желаемых результатов на территории Казанской губернии почти не удавалось. Основными препятствиями были «недостаток в разноплеменных народах уездов общежительной образованности, грубости понятий, свойственных полудикому состоянию, предрассудки...» [3], а также недостаток квалифицированных медицинских кадров. При больницах (особенно районных) врачей почти не было, только фельдшера, аптекари и оспопрививатели.

Еще одним из направлений работы была борьба с трахомой, сильно распространенной среди марийского населения (полностью ликвидировать трахому в республике удалось к 1968 году). Врачи Козьмодемянской земской больницы Н.В. Ковалевский и М.Г. Степаницкий при помощи медиков Петербургской военно-медицинской академии создавали специализированные отряды по лечению глазных заболеваний. Были проведены обследования нескольких тысяч крестьян, большинство больных получили квалифицированную медицинскую помощь.

Важнейшим событием в развитии санитарной службы республики стало открытие в апреле 1887 года при земской больнице города Козьмодемьянска бактериологической лаборатории. Для подтверждения диагнозов бушевавших в то время болезней огромное значение имели исследования материала от больных, проводимые в бактериологической лаборатории. Врач Н.В. Ковалевский, благодаря усилиям которого была открыта бактериологическая лаборатория, с течением времени улучшал материально-техническое оснащение лаборатории, расширял перечень исследований, помимо бактериологических стал проводить лабораторные исследования почвы, воды, воздуха, продуктов питания.

В связи с большим распространением вспышек холеры и паразитарных тифов, трахомы в 1900 году усилиями земских врачей в штате Козьмодемьянской уездной больницы были введены должности фельдшеров, имеющих специальное образование в области эпидемиологии, первыми из которых были И.И. Перлов, М.Я. Гаранин, Р.В. Ишалев.

Для выявления заразных болезней в деревни стали посылать фельдшеров, сестер милосердия, сиделок. Краткосрочно готовились оспопрививатели, и велось подворное оспопрививание. В больницах открывались целые отделения для лечения больных сифилисом, сыпным тифом. Медперсонал работал без дней отдыха, с утра до ночи.

В 1905 году Н.В. Ковалевский писал: «Так как в Казанской губернии санитарная организация до сих пор привиться не может, то медперсоналу приходится в основном лечить, облегчать страдания больных, но не предупреждать болезни». [4].

В начале XX века, несмотря на постоянные эпидемии брюшного тифа, дизентерии, холеры, карающие людей за пренебрежение к требованиям санитарии и гигиены, правительство очень мало делало для улучшения санитарного благоустройства территории края. Прошедшие войны, миграция населения, голод усугубляли и без того сложную эпидемиологическую обстановку.

Организация советского здравоохранения на территории республики с приходом Советской власти 23 декабря 1917 года проходила в исключительно сложных условиях. В начале 1918 года создается медико-санитарный отдел Исполнительного комитета Царевококшайского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Казанской губернии – первое отдельное санитарно-эпидемиологическое подразделение в органах управления здравоохранением.

Главной задачей медико-санитарного отдела были борьба с эпидемическими заболеваниями, проведение широких санитарных мероприятий и профилактической работы, организация мер предупреждения заразных заболеваний. Отдел состоял из медико-санитарного, школьно-санитарного и фармацевтического подотделов [1]. Медико-санитарный подотдел осуществлял наблюдение за лечебными учреждениями и санитарным состоянием уезда, решал вопросы по борьбе с эпидемическими заболеваниями, социальными болезнями. Школьно-санитарный подотдел проводил профилактическую работу среди школьников. Фармацевтический подотдел осуществлял общее руководство постановкой аптечного дела, финансирование снабжения уезда медикаментами. С момента образования отдела создается медицинский санитарный совет по борьбе с эпидемическими заболеваниями, 10 ноября 1919 года был организован Комтиф – комитет по борьбе с эпидемией тифа [2].

Труд санитарных врачей и фельдшеров периода становления Советской власти можно назвать героическим. Огромное количество сил, энергии, труда вкладывали они в организацию медицинской помощи населению. Многие больницы были закрыты из-за финансового кризиса, отмечался большой дефицит лекарств, инструментов, ранее поступавших из-за границы. Отмечалась нехватка кадров, так как с началом Гражданской войны медицинских работников призывали на военную службу.

Из сведений протокола заседания Царевококшайского уездного медико-санитарного совета от 16 мая 1918 года можно определить, насколько сложной была эпидемиологическая ситуация:

«Сыпной тиф: имеется в виде эндемических заболеваний, основные причины распространения болезни - голод, нечистоплотность и бедность населения (отсутствие мыла), наличие беженцев и военнопленных. Может перейти в эпидемию, есть склонность к росту, особенно во время проведения ярмарок. Необходимо проводить просветительскую работу среди населения, разработать понятные инструкции для населения, для медработников провести обучение о правильности диагностики тифа (посев культур и направление для диагностики).

Натуральная оспа: повального характера. Причины: местные власти (земства) не ассигнуют средства на прививки против оспы, отказываются платить жалование оспопрививателям, не сообщают своевременно о заболевших, поэтому медперсонал не может вовремя оказывать помощь. Необходимо пригласить двух врачей и четырех фельдшеров для отправки в районы для принудительного оспопрививания. Старые оспопрививатели из ротных и санитаров не знают о других болезнях и могут стать разносчиками инфекций. А медики могут дополнительно проводить беседы с населением о профилактике заболеваний. Необходимо оборудовать бараки для заразных больных.

Сибирская язва – ввести циркулярные прививки во всех неблагополучных селениях.

Сап – только когда за убитую лошадь будут давать вознаграждение, только тогда станет целесообразным с ним бороться. Иначе население скрывает о болезни.

Чесотка – несмотря на отсутствие лекарств, отмечается снижение заболеваемости, в связи с популяризацией знаний профилактики…» [1].

В 1918-1919 годах получила большое распространение эпидемия испанской болезни, или «инфлуэнцы». Труд работников медико-санитарного отдела был направлен, в том числе, и на изучение этой болезни: собирались эпидемиологические данные, источники инфекции, способы распространения, влияние погоды и времени года.

В 1921-1922 годах проводилась огромная работа по борьбе с малярией, вспышка которой наблюдалась в это время, полное обследование населения на трахому, обязательное прививание против натуральной оспы.

Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики» от 15 сентября 1922 года стал началом создания четкой системы санитарно-эпидемиологических учреждений страны. Принятое спустя 5 лет Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 8 октября 1927 года «Об утверждении положения о санитарных органах Республики» определило функции санитарных органов, права и обязанности санитарных врачей.

Основными органами и учреждениями санитарной службы в Марийской автономной области в период 1927-1928 г. были санитарно-эпидемиологические подотделы отделов здравоохранения областных и кантонных (районных) Исполкомов Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатом, три дезинфекционных отряда, две химико-бактериологические лаборатории. В 1928 году открыты две малярийные станции в городе Краснококшайске и поселке Юрино, в которых осуществлялся прием амбулаторных больных, а также проводились лабораторные исследования. По заданию малярийных станций специализированные отряды проводили обследование организованных групп населения.

При этом обязанности по оспопрививанию, проведению санитарно-просветительской работы, оказанию первой помощи при эпидемиях возлагались также на фельдшеров фельдшерских пунктов. Они осуществляли санитарное наблюдение за участками, находящимися в их ведении, вели статистический учет данных, проводили обследование работников, детей в яслях и школах.

Санитарные врачи, их помощники, дезинфекторы, которые работали в этих органах и учреждениях, достойно справлялись с возложенными на них задачами по борьбе с эпидемиями и профилактике инфекций, в частности, с сыпным тифом и туберкулезом. Постоянно действующие передвижные противоэпидемические бригады в составе фельдшера, дезинфектора, санитара постоянно находились в эпидемических очагах. В результате организации и осуществления профилактических мероприятий и проведения массовой вакцинации удалось достичь значимых успехов в борьбе с натуральной оспой.

В 30-е годы XX века в стране и Марийской автономной области начался рост промышленности. В целях усиления государственного санитарного надзора за соблюдением санитарных норм и правил было принято Постановление ЦИК СНК СССР от 23 декабря 1933 года «Об организации Государственной санитарной инспекции». На госсанинспекцию были возложены задачи осуществления предупредительного санитарного надзора за строительством и реконструкцией объектов. В Марийской автономной области в 1934 году образовано 13 государственных санитарных инспекций.

Началом плановой противоэпидемической работы можно считать середину 30-х годов, когда в Марийской автономной области были организованы первые санитарно-эпидемиологические станции. В этот период начинается развитие на практике отдельных отраслей гигиены: жилищно-коммунальной, пищевой, промышленной. К началу Великой Отечественной войны на территории Марийской АССР действовали 22 районные санэпидстанции.

Серьезной проверкой государственной санитарно-эпидемиологической службы стала Великая Отечественная война 1941-1945 гг. В отдаленный от фронта Марийский край из западных областей в первые месяцы войны были эвакуированы 10 промышленных предприятий. Вместе с заводами в республику прибыло большое количество рабочих и служащих. В 1943 году в республике проживало более 14 тысяч эвакуированных детей и 19 тысяч взрослых.

Люди теснились в неблагоустроенном жилье, лечебные и детские учреждения развертывались в неприспособленных помещениях в условиях острого дефицита кадров, оборудования, имущества и медикаментов. Все это наряду с недостаточным развитием коммунального обслуживания, ухудшением питания, нехваткой мыла и белья создавало опасность возникновения и распространения инфекционных болезней, таких как сыпной тиф, малярия, дифтерия, дизентерия, трахома, скарлатина и т.д.

Военные годы были суровым испытанием для всей санитарной службы Марийской АССР. Четкая организация противоэпидемических мероприятий, самоотверженная работа госсанинспекторов, эпидемиологов, бактериологов, маляриологов, дезинфекторов не позволили допустить эпидемий особо опасных инфекций и других инфекционных заболеваний.  К 1946 году по сравнению с 1940 годом заболеваемость дифтерией снизилась в 9 раз, брюшным тифом – более чем в 2 раза, значительно снизилась заболеваемость корью, коклюшем, дизентерией, малярией.

Вместе с тем, окончившаяся война не сняла остроты в положении с инфекционными болезнями. После завершения Великой Отечественной войны деятельность санэпидслужбы была направлена на ликвидацию санитарных последствий войны, улучшение санитарно-эпидемиологического состояния региона.

Датой создания республиканской санитарно-эпидемиологической станции считается 1 марта 1946 года, когда приказом Наркомздрава Марийской АССР произведено разделение межрайонной санэпидстанции г. Йошкар-Олы на республиканскую и городскую санэпидстанции (рис. 1).

 

 

Рис.1. 1946 год. Первое здание республиканской санитарно-эпидемиологической станции

 

Создание республиканской санитарно-эпидемиологической станции было продиктовано объективными факторами. Основная из них - необходимость координации работы 22 районных санэпидстанций, действовавших в годы войны на территории Марийской АССР. Для большей эффективности противоэпидемической работы необходимо было централизованное решение многих проблем, связанных с вопросами борьбы с массовыми инфекционными заболеваниями, такими как сыпной тиф, малярия, дифтерия, дизентерия, трахома, скарлатина и т.д. Республиканскую санэпидстанцию возглавил Леонтий Леонтьевич Белков, проработавший в этой должности до 1948 года.

Основу структуры республиканской санитарно-эпидемиологической станции составили эпидемиологический, дезинфекционный отделы и бактериологическая лаборатория. Практически в каждом районе в самых тяжелых условиях на ликвидации очагов инфекционных заболеваний работали комплексные бригады республиканских специалистов, что, конечно же, принесло ощутимые положительные результаты.

В послевоенные годы регистрировались вспышки сыпного тифа, малярии. В больших количествах регистрировался грипп, цинга, острый гастроэнтерит. Среди детского населения было много случаев кори, скарлатины, коклюша. Для обследования инфекционных больных работники командировались на несколько дней в населенные пункты района, где они ходили по деревням и проводили подворные обходы. Выезжали на лошадях. Термостаты, автоклавы были керосиновыми, и, чтобы поддерживать необходимую температуру, работникам приходилось дежурить ночами.

Среди населения было много больных трахомой. Организовывались 2-x и 3-x месячники по борьбе с трахомой, проводилась широкая санитарно-просветительная работа, подворные обходы.

Послевоенный период характеризовался дальнейшим совершенствованием форм и методов работы, проведением комплексных мероприятий, направленных на усиление санитарного надзора, укрепление материально-технической базы лабораторий. Большой вклад в развитие и укрепление санитарно-эпидемиологической службы в Республике Марий Эл внесли главные врачи, руководившие службой в разное время: Никифорова Зинаида Сидоровна (1948 г.), Эрнст Валентин Петрович (1948 – 1951 гг.), Козина Анна Григорьевна (1951 - 1954 гг.), Самуилов Лев Петрович (1954 – 1956 гг.), Казакова Клара Александровна (1956 – 1958 гг.), Миронов Игнатий Николаевич (1958 – 1960 гг.).

В эти годы проводилась большая работа по расширению функций санитарной службы и открытию новых структурных подразделений: в 1954 году в структуру республиканской санитарно-эпидемиологической станции был введен паразитологический отдел. В Марийской республике отмечалась высокая пораженность населения аскаридозом. В некоторых районах пораженность достигала 35%. Проводились мероприятия по резкому снижению заболеваемости аскаридозом. Изучались сезоны заражения населения. Проводилось массовое обследование и массовая дегельминтизация населения на территориях, где регистрировалась высокая пораженность. Отмечалась повышенная заболеваемость детского населения гименолепидозом, для лечения организовывались дневные стационары. Проводилась паспортизация водоемов, борьба с гнусом. В 1962 году и в последующие годы под руководством Казанского научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии была проведена работа по выявлению природных очагов клещевого энцефалита. В результате обследования был выявлен переносчик клещевого энцефалита Ixodes persulcatus.

С 1960 по 1969 годы республиканскую санэпидстанцию возглавлял Пестов Николай Андреевич, ветеран труда, участник Великой Отечественной войны, отличник здравоохранения. Николай Андреевич проработал в Республиканской санэпидстанции боле 25 лет и внес большой вклад в развитие дезинфекционной службы республики: ежегодно увеличивался объем профилактических дезинфекционных работ, приобретались подвижные дезинфекционные камеры, автолаборатория, систематически проводилась подготовка квалифицированных специалистов по дезинфекционному делу (рис. 2).

 

 

Рис.2. 1960 год, курсы дезинфекторов, первый нижний ряд – преподавательский состав, сотрудники республиканской и городской санитарно-эпидемиологических станций (слева направо): Никитин В.Ф., Вострикова С.В., Миронов И.Н., Федотова Е.И., Дубровина Г.А., Кузнецова Н.А.

 

В то время проводилась огромная работа по осуществлению контроля за жилищно-коммунальными объектами, приведением их в должное санитарно-техническое состояние, решались задачи по повышению санитарной культуры населения. В республике первый речной водозабор был построен в 1963 году (до этого времени население пользовалось водой из колодцев, рек, озер), первые очистные сооружения канализации - в 1967 году. Большой вклад в развитие коммунальной гигиены внес санитарный врач Мясников Сергей Петрович, который возглавлял республиканскую санитарно-эпидемиологическую станцию в 1969 - 1973 годах.

Вследствие эндемичности территории республики по ряду природно-очаговых заболеваний для профилактики, изучения, прогнозирования особо опасных инфекций в 1955 году на базе республиканской санитарно-эпидемиологической станции создан отдел особо опасных инфекций (ОООИ). Данный отдел проводил работу по выявлению природных очагов туляремии, изучению эпидемиологических особенностей бруцеллеза, лептоспироза, сибирской язвы. В 1961 году в ОООИ начала работу зоологическая группа, в 1964 году создана лаборатория по диагностике особо опасных и природно-очаговых инфекций. Возглавила работу лаборатории Литовинская Ольга Михайловна. Под ее руководством лаборатория была оснащена необходимым оборудованием, открыт виварий. Совместно с зоологической группой проводились экспедиции по изучению природных очагов на территории республики. С 1981 года отделу передано кураторство по туберкулезу. В связи с возникновением в мире пандемии СПИДа на отдел была возложена работа по руководству мероприятиями по его предупреждению. С 1990 года сформировано отделение по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией.

Литовинская Ольга Михайловна в период с 1973 по 1990 годы возглавляла республиканскую санэпидстанцию в должности главного врача. В этот период деятельность санитарно-эпидемиологической службы была направлена на усиление надзора за санитарным состоянием объектов народного хозяйства, усиление противоэпидемический работы, внедрение новых методов исследований (рис. 3).

 

 

Рис.3. 1987 год. Шабалина В.Л., Батухин В.С. Выезд на обработки в очаги

 

В Марийской республике, как и в целом по стране, из года в год росло число объектов, использующих в различной форме источники ионизирующего излучения. Перед местными органами здравоохранения стояли новые задачи по осуществлению контроля за условиями применения источников ионизирующего излучения, охране труда работников, а также потребовало создания в органах здравоохранения специальной радиологической службы. Начиная с 1989 года радиологическая группа республиканской санитарно-эпидемиологической станции становится отделом радиационной гигиены.

В период с 1990 по 2004 гг. республиканскую санэпидстанцию, после реорганизации в 1991 году – Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, возглавлял Григорьев Геннадий Александрович, заслуженный врач Республики Марий Эл, заслуженный врач Российской Федерации.

В 1991 году с принятием Закона РСФСР от 19 апреля 1991 года N 1034-I «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» начался качественно новый этап развития санитарно-эпидемиологической службы. Впервые в истории страны на законодательном уровне было введено правовое регулирование деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-эпидемиологическая служба была выведена из подчинения Министерства здравоохранения РСФСР, переведена на уровень централизованного управления с подчинением нижестоящих учреждений вышестоящим и централизованного финансирования из федерального бюджета; изменено наименование учреждений — центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Санитарная служба получила самостоятельность и независимость, что позволило значительно эффективнее влиять на санитарно-эпидемиологическую обстановку в республике. По предложениям центра госсанэпиднадзора принимался ряд республиканских, районных целевых программ, решений Правительства Республики Марий Эл, направленных на решение острых проблем республики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны территории Республики Марий Эл от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний, обеспечения населения доброкачественной питьевой водой, благоустройства территорий и многие другие. В декабре 1995 года Правительством республики принято решение о введении системы социально-гигиенического мониторинга в Республике Марий Эл, а также создана правительственная санитарно-противоэпидемическая комиссия.

В структуре центра госсанэпиднадзора происходили качественные изменения: осенью 1991 года был создан отдел анализа заболеваемости и состояния среды (АЗиСС) (в настоящее время - отдел социально-гигиенического мониторинга), единый санитарный отдел был разделен на отделы коммунальной гигиены, гигиены детей и подростков, гигиены питания и гигиены труда.

Структура санитарно-эпидемиологической службы Республики Марий Эл в период с 1991 по 2003 годы была представлена 16 подразделениями, в том числе: Республиканским центром Госсанэпиднадзора, центром госсанэпиднадзора по городу Йошкар-Оле и 14 районными центрами госсанэпиднадзора, в которых трудились около 850 человек.

Период с 1991 года по 2000 год знаменовался сложными экономическими, социальными условиями. Экономический кризис, спад производства, снижение уровня жизни населения республики оказали сильное влияние на состояние здоровья населения и санитарно-эпидемиологическое благополучие в республике в целом. Отмечались негативные тенденции в демографической ситуации республики: снижался уровень рождаемости населения (в 1990 г. – 15,7, в 2000 г. – 8,9 на 1000 человек), росла общая смертность (в 1990 г. – 10,2, в 2000 г. – 14,5 на 1000 населения). Ежегодно отмечалась естественная убыль населения и снижение продолжительности жизни (в 1990 г. – 68,8 лет, в 2000 г. – 65 лет).

Положение с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения в республики расценивалось как напряженное. Удельный объем выбросов вредных веществ был высоким из-за отсутствия возможности хозяйствующими субъектами приобрести новое оборудование или фильтровальные установки, отмечалось загрязнение сточных вод, в связи с ее недостаточной очисткой и дезинфекцией, отмечалось накопление токсичных отходов в почве, так как не решены были вопросы организации санитарной очистки, благоустройства населенных мест. Остро стоял вопрос по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой из-за неудовлетворительного состояния водоисточников и водопроводной сети, требующих замены или ремонта. Росло количество аварий на водопроводных сетях, что представляло высокую эпидемическую опасность в части возможного вторичного микробного загрязнения питьевой воды. Отмечалось ухудшение условий труда работающих, увеличение количества уличной торговли, снижение качества продуктов питания.

Все это оказывало значительное влияние на состояние здоровья населения. В этот период вырос уровень общей заболеваемости населения среди всех групп населения: в 1992 г. он составлял 646,2 случаев заболеваний на 1000 человек, в 2000 г. – 806,6. Особенно вырос уровень заболеваемости болезнями эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ (в 2 раза), психическими расстройствами (почти в 3 раза), также вырос уровень травм и отравлений (в 2,5 раза). Оставался высоким уровень заболеваемости болезнями органов дыхания, сердечнососудистой системы, отмечались вспышки острых кишечных инфекций и вирусного гепатита А. Регистрировались случаи дифтерии, кори, коклюша, эпидемического паротита. В связи с ухудшением социальной и экономической обстановки отмечался рост заболеваемости социально-обусловленными болезнями, такими как туберкулез, чесотка, педикулез, сифилис, гонорея.

Специалисты санитарно-эпидемиологической службы республики прилагали максимум усилий для решения возникающих проблем. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в это непростое время было сложным, так как многие мероприятия по стабилизации и улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки зависели от уровня социально-экономического развития региона и требовали от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления принятия ряда важных решений, а со стороны хозяйствующих субъектов - материальных затрат и вложений.

Центрами госсанэпиднадзора республики в рамках осуществления санитарного, предупредительного надзора, проведения социально-гигиенического мониторинга осуществлялся постоянный контроль показателей состояния окружающей природной и производственной среды, продукции. При выявлении значительных отклонениях показателей окружающей среды от установленной нормы, проводилось выявление источников загрязнения, анализ влияния данных факторов на здоровье населения. Например, проводился анализ заболеваемости детского населения, проживающего в зоне влияния промышленных предприятий г. Йошкар-Олы и г. Волжска. Была установлена зависимость увеличения заболеваемости детей болезнями органов дыхания, болезнями крови и кроветворных органов в 1,5-2 раза по сравнению с жителями других районов. Совместно с Казанским государственным медицинским университетом Центром госсанэпиднадзора в Республике Марий Эл проводился анализ влияния Чебоксарского водохранилища на санитарно-эпидемиологическую обстановку и здоровье населения Республики Марий Эл. Проводилась активная работа по увеличению охвата прививками населения республики. Продолжалась работа по совершенствованию системы профессиональной гигиенической подготовки и гигиенического воспитания и обучения населения.

Проводимый органами госсанэпиднадзора республики анализ санитарно-эпидемиологической обстановки в Республике Марий Эл позволил выявить проблемы в области борьбы с инфекционными заболеваниями, управляемыми средствами иммунопрофилактики, санитарной охраны территории, оздоровления окружающей среды, сохранения здоровья подрастающего поколения, качества и безопасности пищевых продуктов.

Результаты данного анализа направлялись Центрами госсанэпиднадзора республики в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления для принятия решений. Ежегодно направлялось от 60 до 300 предложений по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки в республике. По результатам рассмотрения данных предложений был принят ряд важных республиканских, муниципальных целевых программ, направленных на решение приоритетных проблем в республике: республиканская целевая программа по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в республике, программа охраны территории от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний, программа по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой, республиканские программы «Вирусные гепатиты», «Вакцинопрофилактика», «Радон», «Улучшение условий и охраны труда работающих». Принимались также постановления Правительства Республики Марий Эл по вопросам благоустройства и санитарного состояния, озеленения территорий республики, об упорядочении уличной торговли, по профилактике и стабилизации заболеваемости природно-очаговыми инфекциями, об организации горячего питания учащихся, о профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода и другие.

Разработка, реализация целевых программ – это экономический механизм решения проблем в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, целевое планирование проведения комплексных санитарно-профилактических мероприятий. Это направление деятельности стало одним из важнейших элементов управления санитарно-эпидемиологической обстановкой в республике.

Таким образом, в наиболее сложный период политических, экономических и социальных преобразований Центрам госсанэпиднадзора республики удалось привлечь внимание высших органов государственной власти и общественности к наиболее острым проблемам, получить соответствующую поддержку в решении многих сложных вопросов, сформировать адекватную складывающейся обстановке государственную политику в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия республики.

Как итог, к 2000 году результатом проводимой государственной санитарно-эпидемиологической службой республики работы стало снижение инфекционной заболеваемости населения по почти по 30 нозологическим формам, в том числе сальмонеллезом, дизентерией, острыми кишечными инфекциями, геморрагической лихорадкой с почечным синдромом, вирусным гепатитом А. Увеличился охват иммунизацией населения против дифтерии, полиомиелита. Улучшилась санитарная характеристика объектов питания, показатели безопасности пищевых продуктов, условия труда. Улучшилось качество питания детей и подростков.

В период с 2000 года по 2004 все более остро стоял вопрос о реформировании санитарно-эпидемиологической службы. В новых социально-экономических условиях хозяйствования, изменения и совершенствования нормативной правовой базы значительно возрос объем деятельности санитарно-эпидемиологической службы, что вело к усилению воздействия на хозяйствующие субъекты, при этом часть показателей деятельности санитарно-эпидемиологической службы не изменялась в лучшую сторону. Поэтому главными целями реформирования стали: совершенствование системы управления и организационного построения учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы республики, сокращение числа учреждений и количества работников, повышение эффективности деятельности и снижение административных барьеров при осуществлении надзорных функций в отношении хозяйствующих субъектов, а также при проведении различных видов санитарно-эпидемиологических экспертиз.

Итогом реформирования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» стала крупная реструктуризация санитарной службы страны в целом, в том числе и в Республике Марий Эл.

Служба Госсанэпиднадзора республики была полностью реорганизована в марте 2005 года. Результатом реорганизации стало образование двух новых юридических лиц:

- территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (в настоящее время - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл), основными полномочиями которого стало осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей, предоставление государственных услуг. Полномочия по осуществлению надзора на потребительском рынке Управление получило в марте 2005 года в результате слияния с Управлением государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по Республике Марий Эл;

- федерального государственного учреждения здравоохранения «Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» (в настоящее время - федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл»), основной функцией которого стало обеспечение деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, а именно - проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний, а также токсикологических, гигиенических и иных видов оценок и экспертиз. ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» являлось правоприемником всех реорганизованных центров Госсанэпиднадзора Республики Марий Эл: республиканского центра Госсанэпиднадзора, центра Госсанэпиднадзора г. Йошкар-Олы и восьми районных центров Госсанэпиднадзора.

Численность территориального Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл составляла 135 штатных единиц. В состав территориального Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл входило 10 отделов, в том числе один территориальный отдел в Волжском районе. Штатная численность ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» составляла 230 человек, в состав которого входило, в том числе, 6 филиалов. То есть, итогом реформирования стало сокращение почти в 2,3 раза количества работающих, а также сокращение числа учреждений.

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл с 2005 года возглавляет руководитель, кандидат медицинских наук, заслуженный врач Республики Марий Эл Булатова Светлана Ильгизовна. Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» с 2006 по 2021 год возглавлял главный врач, заслуженный врач Республики Марий Эл, заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации Бастраков Сергей Иванович, с сентября 2021 года по настоящее время – главный врач Попцова Елена Анатольевна.

Новая история деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» характеризуется развитием функционала, связанного с совершенствованием законодательства Российской Федерации, повышением эффективности и результативности осуществляемого надзора, минимизации административного давления на бизнес при осуществлении надзора и оказании государственных услуг, повышения качества защиты прав потребителей республики (рис. 4).

Новым направлением деятельности службы явилось осуществление контроля за соблюдением требований технических регламентов, в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и разработкой технических регламентов по обеспечению безопасности в различных сферах деятельности.

 

 

Рис.4. 9 марта 2006 года. Пресс-конференция «Потребитель! Знай свои права!» (слева направо): Бастраков С.И. – заместитель начальника отдела по надзору за условиями проживания и состоянием среды обитания, Юмашева Т.В. – начальник отдела по надзору за питанием населения, Филонова Л.В. – главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей, Хлебникова С.М. – и.о. заместителя руководителя, Куниевский В.В. - ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей, Козлова О.В. - ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей, Кардапольцева Л.В. - главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей

 

Новый порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей был определен требованиями нового Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В 2007 году в результате совершенствования организационной структуры Управления создано еще три территориальных отдела в Горномарийском, Советском и Сернурском районах, которые осуществляют свою деятельность по межтерриториальному принципу. Приведено в соответствие количество филиалов ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл»: на 4 территориальных отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл создано 4 филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл». Данная структура сохранена до настоящего времени.

В 2012 году Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека была выведена из подчинения Минздравсоцразвития России и отнесена к федеральным службам и федеральным агентствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

С  2016 года внедрен риск-ориентированный надзор при осуществлении планового контроля: плановые проверки в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляются с применением риск-ориентированной модели организации контрольно-надзорной деятельности. Реализация риск-ориентированного надзора позволила пересмотреть методические подходы к планированию контрольно-надзорных мероприятий, выделить приоритеты и сконцентрировать усилия на проверке объектов предпринимательской деятельности с высоким потенциальным риском причинения вреда, прежде всего - здоровью человека.

Роспотребнадзором были разработаны и утверждены методические документы, определяющие единый порядок классификации объектов государственного надзора с учетом потенциального риска причинения вреда здоровью граждан. Создан федеральный реестр субъектов и объектов надзора, на основе которого осуществляется планирование контрольно-надзорных мероприятий, сформированы перечни объектов государственного надзора, которым присвоены категории риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов.

 

 

Рис.5. Руководитель Управления Булатова С.И. (шестая справа) и главный врач ФБУЗ Бастраков С.И. (третий слева) с руководящим составом учреждений на Дне депутата государственного Собрания Республики Марий Эл, апрель, 2017 года

 

Период 2020 - 2022 годов характеризовался непрерывной и напряженной борьбой с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Проводился комплекс мероприятий, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и контроль их выполнения.

С первых дней осложнения эпидемической ситуации с января 2020 года был организован мониторинг за эпидемиологической обстановкой в республике, контроль за лицами, прибывающими из неблагополучных стран, лабораторное обследование прибывших лиц и изоляции этих граждан на дому. Совместно с Министерством внутренних дел по Республике Марий Эл осуществлялся контроль за соблюдением режима изоляции лицами заболевшими, контактными, прибывшими из-за границы. В период всеобщей самоизоляции граждан специалистами Управления велась работа по выдаче системообразующим предприятиям, которые не прекращали свою работу в период эпидемии, предписаний о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществлялся контроль выполнения выданных предписаний.

В течение 2020 года все масштабные и значимые для страны и республики мероприятия, такие как 75-летие Великой Победы (9 мая), 100-летие Марийской республики (4 ноября), голосование по поправкам в Конституцию Российской Федерации (с 25 июня по 5 июля), XI съезд марийского народа (с 1 по 3 октября), проводились с обязательным соблюдением мер безопасности, благодаря чему осложнения эпидемиологической ситуации не отмечалось.

В целях осуществления деятельности по профилактике и контролю за распространением коронавирусной инфекции в Республике Марий Эл под руководством Главы Республики Марий Эл создан оперативный штаб по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID‑19), обеспечено взаимодействие органов исполнительной власти Республики Марий Эл с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления в Республике Марий Эл. Слаженная системная работа Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, Министерства здравоохранения Республики Марий Эл, Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл, глав администраций муниципальных образований проводилась в соответствии со складывающейся эпидемиологической обстановкой и позволила избежать взрывного роста заболеваемости новой коронавирусной инфекцией.

Высокая интенсивность эпидемического процесса в 2021 году была связана с преобладающим распространением на территории республики штамма Дельта, характеризующегося более быстрой и эффективной передачей по сравнению с предыдущими штаммами. Несмотря на непростую ситуацию, локдаун в 2021 году не вводился. Соблюдение комплекса антиковидных мер, разработанных Роспотребнадзором, постепенное увеличение доли населения, прошедшего полный курс вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), позволили в условиях пандемии организовать деятельность образовательных учреждений в очном формате, обеспечить функционирование летних лагерей в штатном режиме, не приостанавливать деятельность промышленных предприятий, учреждений культуры, предприятий общественного питания.

На сегодняшний день санитарно-эпидемиологическая служба Республики Марий Эл остается основой обеспечения устойчивого санитарно-эпидемиологического благополучия населения в республике, отвечает за защиту здоровья и жизни граждан от распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, обеспечивает надежную защиту прав потребителей, в том числе, в период продолжающейся пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Деятельность Управления и ФБУЗ направлена на достижение национальных целей, решение стратегических задач, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации, мероприятиями федеральных проектов «Демография», «Чистая вода», такими как повышение ожидаемой продолжительности жизни, снижение смертности населения, снижение инфекционной заболеваемости, в том числе управляемой средствами вакцинопрофилактики, и заболеваний неинфекционной природы, связанных с воздействием факторов окружающей среды. Развивается и совершенствуется организационно-функциональная структура лабораторного звена с учетом приоритетов, формирующих современные угрозы и вызовы, использование информационно-аналитических возможностей системы социально-гигиенического мониторинга.

Реализация риск-ориентированной модели надзорной деятельности и проектного адресного управления риском для здоровья населения, а также иных мер позволяют достигнуть положительных тенденций по снижению вредного воздействия факторов среды обитания и обеспечить эффективность деятельности Управления и ФБУЗ.

Важным направлением стали популяризация культуры здорового питания, формирование здорового образа жизни граждан республики, профилактика алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака и иной никотиносодержащей продукции.

 

 

Рис.6. Руководитель Управления Булатова С.И. (верхний ряд, пятая слева) и главный врач ФБУЗ Попцова Е.А. (верхний ряд, шестая слева) с руководящим составом учреждений, июль 2022 года

 

Можно сказать, что санитарно-эпидемиологическая служба республики постоянно находится в процессе совершенствования, изменения под влиянием требований времени. Перед современной санитарно-эпидемиологической службой стоит множество новых задач, направленных на устранении новых угроз. Но главное, цель существования санитарно-эпидемиологической службы остается прежней, как и сто лет назад: решение государственных задач, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия республики. Как и сто лет назад, заслуги и успехи нашей службы зависят от всепоглощающей преданности и верности специалистов своему делу, которые посвящают свою жизнь борьбе с эпидемиями, профилактике заболеваний, обеспечению условий жизни, труда и отдыха населения.

 

Литература

  1. Документы архивного фонда ГБУ «Государственный архив Республики Марий Эл»: фонд Р-117 «Отдел здравоохранения исполнительного комитета Краснококшайского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Казанской губернии» (Р-117, оп.1, д.5, л.96), 1918 г.

  2. Документы архивного фонда ГБУ «Государственный архив Республики Марий Эл»: фонд Р-117 «Отдел здравоохранения исполнительного комитета Краснококшайского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Казанской губернии» (Р-117, оп.2, д.15, л.91), 1919 г.

  3. Документы архивного фонда ГБУ «Государственный архив Республики Марий Эл»: фонд Р-82 «Козьмодемьянская земская больница Казанской губернии» (Р-82, оп. 1, д. 9, л. 321) 1833 г.

  4. Муравьев А.В. Польские дворяне Ковалевские //Марийская правда. 1999. № 11.

  5. Страшун И.Д. Русская общественная медицина в период между двумя революциями 1907-1917 гг./И.Д. Срашун. – М., 1964, стр.21.

  6. Государственные доклады «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Марий Эл» за период с 1995 по 2021 годы.