«Назад

Анализ анонимного анкетирования школьников Республики Марий Эл «Влияние компьютера на здоровье человека»

Анализ анонимного анкетирования школьников Республики Марий Эл «Влияние компьютера на здоровье человека»

 

Компьютеры стали неотъемлемым атрибутом современной жизни, они стремительно заполнили мир. Технический прогресс идет слишком быстро,  органы и системы человека не всегда успевают к нему должным образом адаптироваться, особенно уязвимы дети и подростки.

Отделом организации надзора (по ведению социально-гигиенического мониторинга) Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл и отделом обеспечения социально-гигиенического мониторинга и оценки риска ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл»  проведено анонимное анкетирование среди 1527 школьников 8-11х классов городских и сельских общеобразовательных школ всех муниципальных образований республики и его анализ. Целью анкетирования было изучение  информированности школьников  о влиянии компьютера на организм человека, а также выявление степени зависимости от электронных гаджетов. Оценка достоверности результатов исследования осуществлялась с использованием общепринятых методов статистической обработки.

Анкеты состояли из 18 вопросов и предложенных вариантов ответов. Заполнили анкеты 844 девушки (55%) и 683 юноши (45%) в возрасте 14-18 лет (городские школьники  – 636 человек; школьники, которые проживают в сельской местности – 891).

Степень влияния компьютера в повседневной жизни человека весьма значительна. Для большей части опрошенных школьников компьютер (далее - ПК) и информационные технологии (далее – ИТ) являются частью существования в современном обществе. Только 7% учащихся  отметили, что не используют ПК (ИТ), причем сельских школьников больше, чем городских (8,5% и 5% соответственно).

На вопрос о причинах использования ПК (ИТ) безоговорочно лидирует ответ «поиск информации» (82%). Также ПК используют для «общения» (64%) и «игр и развлечений» (44%).

Результаты опроса показывают, что многие современные школьники не имеют выраженной склонности к зависимости от ПК. Половина опрошенных сельских школьников легко могут представить жизнь без ПК. Городских школьников, которые утверждают, что отсутствие ПК никак не повлияет на их повседневную жизнь, всего 42%. Настораживает, что 8% школьников готовы пренебречь жизненно необходимыми потребностями (сон, питание и др.) в пользу проведения времени за электронными устройствами и делают это часто; каждый третий школьник при необходимости готов предпочесть интернет сну.

У 7% старшеклассников прослеживается явная компьютерная зависимость, они не представляют своей жизни без ПК (ИТ). Юношей, испытывающих компьютерную зависимость, для которых ПК – «вся моя жизнь», больше, чем девушек (8% и 6% соответственно). Каждый четвертый юноша склонен к игромании, что в будущем может быть чревато негативными последствиями. Девушек, которые испытывают желание играть в компьютерные игры, меньше (около 8%).

Каждый четвертый школьник проводит за компьютером более 3-х часов в день, а 2% старшеклассников указали в анкетах период более 8 часов в день, что свидетельствует о попустительстве и бесконтрольности со стороны родителей. При работе на компьютере только половина школьников не испытывают дискомфорта при работе на компьютере. Это свидетельствует о правильной организации безопасной среды при взаимодействии с ПК со стороны родителей или при достаточной самоорганизации самих школьников. Испытывают неприятные ощущения, такие как «песок в глазах», жжение, головная боль, утомление мышц спины и шеи, раздражительность, 49% респондентов. Только 20% школьников указали в анкетах, что делают через каждые 20 минут перерыв во время работы за ПК, а 26% респондентов  признались, что не делают никаких перерывов. Большинство (54%) вспоминают о перерыве только тогда, когда наступает зрительная усталость глаз.Менее трети школьников информированы о том, что оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся  начальной школы должна быть не более 15 минут, для средних классов – 20-25 минут, для старшеклассников – 30 минут.

На каком расстоянии от глаз должен располагаться монитор не знают 18% респондентов, а 7% ошибочно считают, что это расстояние составляет 1м и более. Большинство старшеклассников  осведомлены о том, что расстояние от глаз до экрана должно составлять 60-70 см, но не ближе 50 см (с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов).

Вопросы анкеты выявляли, знают ли школьники о понятии «компьютерный зрительный синдром». Компьютерный зрительный синдром проявляется зрительными (снижение остроты зрения, затуманивание зрения, трудности при переводе взгляда с ближних предметов на дальние,  двоение  предметов, потемнение в глазах, избыточная световая чувствительность, снижение зрительной работоспособности, зрительное утомление) и глазными (боли в области глазниц и лба, боли при движении глаз, покраснение глазных яблок, чувство «песка» в глазах, слезотечение, резь и жжение, «сухость» глаз) жалобами. Анализ ответов показал об отсутствии знаний об этом у 20%   респондентов.Старшеклассники не достаточно осведомлены о том, что следует предпринять для правильной организации безопасной среды при взаимодействии с ПК. К положительным моментам, выявленным в ходе  анкетирования, можно отнести то, что большинство подростков (67%) осознают необходимость ограничения времени пребывания за компьютером ввиду возможного негативного влияния на здоровье; более 50% школьников осознают важность специальных упражнений для глаз.

Результаты анкетирования показали, что у многих старшеклассников осознание вредного воздействия компьютера практически сформировано. Однако тот объем времени, который большинство подростков проводит за компьютером, указав об этом в анкетах, подтверждает предположение о приоритете компьютера над другими видами деятельности. Подростки «уходят» в  виртуальный мир, лишены «живого» общения.

Несомненно, уметь пользоваться компьютером в современном мире необходимо. В школах требуется писать доклады и рефераты, искать информацию в интернете. Огромное количество профессий тесно связано с компьютерными технологиями. Однако, длительное бесконтрольное пользование компьютером оказывает негативное воздействие на здоровье человека. В первую очередь, конечно, на зрение. Кроме того, компьютер оказывает воздействие на состояние позвоночника, внутренних органов и систем. Стоит однозначно уяснить, что практически все компьютерные игры очень сильно влияют на психику и искажают восприятие действительности. Регулярное возбуждение головного мозга во время компьютерной игры со временем влечет за собой постоянную потребность в такой стимуляции и человек попадает в замкнутый круг зависимости от электронных гаджетов.

Закономерным представляется то, что подростки, не обладающие полной и понятной для их восприятия информацией, будут сомневаться в рисках для здоровья, которым они подвержены. В этом ключе необходимо планирование эффективных информационных мероприятий для решения вопроса  профилактики компьютерной зависимости и сведению к минимуму последствий негативного влияния компьютера.

Необходима работа и с родителями, которые не всегда имеют возможность лично контролировать использование компьютера ребенком. Родителей нужно информировать о здоровьесберегающих технологиях при работе с ПК, о программах для ограничения времени работы на компьютере, которые позволяют создавать расписание работы подростка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ к нежелательным сайтам в интернете.