«Назад

Доклад о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности) в 2014 году

Доклад о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности) в 2014 году

Раздел 1. «Состояние нормативно-правового регулирования в области лицензирования конкретных видов деятельности»

В Республике Марий Эл исполнение государственной функции по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) осуществляется Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги:

Налоговый кодекс Российской Федерации (вторая часть от 05.08.2000 г. №117-ФЗ);

Федеральный закон от 21.11.1995 г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»;

Федеральный закон от 09.01.1996 г. №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;

Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

Федеральный закон от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральный закон от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»,

Федеральный закон от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Федеральный закон от 14.10.2014 г. №307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. №322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 г. №826 «Об утверждении типовой формы лицензии»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 г. №957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. №278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 г. №612 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с изменением организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения»;

приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от19.10.2007 г. №656 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнения государственной функции по информированию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения»;

приказ Роспотребнадзора от 01.09.2004 г. №11 «О Комиссии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по государственной регистрации и лицензированию»;

приказ Роспотребнадзора от 14.05.2005 г. №398 «О лицензировании территориальными управлениями Роспотребнадзора деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих)»;

приказ Роспотребнадзора от 05.06.2006 г. №147 «Об оформлении лицензий»;

приказ Роспотребнадзора от 22.04.2007 г. №90 «О внесении изменений в приказ Роспотребнадзора от 05.06.2006 г.147 и утверждении форм документов, используемых в процессе лицензирования»;

приказ Роспотребнадзора от 05.07.2012 г. №668 «О представлении сведений по форме федерального статистического наблюдения № 1-лицензирование»;

приказ Роспотребнадзора от 18.07.2012 г. №773 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)»;

приказ Роспотребнадзора от 27.07.2012 г. №796 «О подготовке докладов о лицензировании отдельных видов деятельности и показателях мониторинга эффективности лицензирования»;

приказ Роспотребнадзора от 21.06.2013 г. №433 «О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)»;

приказ Роспотребнадзора от 01.12.2013 г. №35 «Об утверждении формы предписания об устранении нарушений лицензионных требований и условий»;

приказ Роспотребнадзора от 27.12.2013 г. №987 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности)»;

приказ Роспотребнадзора от 05.05.2014 г. №383 «О лицензировании управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности)».

Все вышеперечисленные нормативные правовые акты Российской Федерации обеспечивают правовое регулирование в данной сфере:

  • регламентируют порядок лицензирования и лицензионного контроля;
  • определяют требования, предъявляемые к соискателям лицензии и лицензиатам, сроки, порядок информирования и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги;
  • устанавливают формы документов, используемых при лицензировании вышеуказанного вида деятельности;
  • обеспечивают доступность результатов предоставления государственной услуги.

Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, изменения в законодательстве, а также результаты оказания государственной услуги размещены на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл http:12.rospotrebnadzor.ru(раздел «Государственные услуги/Лицензирование»).

Раздел 2. «Организация и осуществление лицензирования конкретных видов деятельности»

Организация и осуществление данного вида лицензирования осуществляется должностными лицами структурных подразделений Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (в соответствии с утвержденной структурой Управления), в должностные обязанности которых входят функции по лицензированию.

В отделе организации надзора проводится:

1) прием и регистрация заявлений (в том числе в электронном виде) о выдаче лицензий (переоформлении лицензии) и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги и подлежащих представлению заявителем;

2) формирование и направление межведомственных запросов с целью получения сведений, необходимых для предоставления государственной услуги и находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, участвующих в предоставлении государственной услуги;

3) выдача результата предоставления государственной услуги соискателю лицензии, лицензиату;

4) внесение сведений о соискателе лицензии, лицензиате в рамках осуществления отдельных административных процедур в реестр лицензий;

5) предоставление сведений о конкретной лицензии в виде выписки из реестра лицензий.

В отделе санитарного надзора проводится:

1) рассмотрение поступивших документов, необходимых для предоставления государственной услуги; оформление при необходимости уведомлений о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направление такого уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

2) проведение плановых проверок в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом; внеплановых выездных и документарных лицензионных проверок по следующим основаниям:

  • представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии;
  • истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
  • поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
  • истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 настоящего Федерального закона;
  • наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
  • наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

3) ведение лицензионных дел;

4) подготовка проектов приказов руководителя о принятии решения по выдаче лицензии (отказу в выдаче лицензии), переоформлению лицензии (отказу в переоформлении лицензии);

5) предоставление копии акта проверки Управления по Республике Марий Эл о принятом решении либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений;

6) проведение методической работы с лицензиатами, направленной на предотвращение ими нарушений лицензионных требований;

7) подготовка информации для размещения на официальном сайте Управления.

Для внесения сведений в реестр лицензий, рассмотрения и принятия решений по лицензированию, проведения лицензионных проверок в пределах должностных полномочий определены ответственные должностные лица (2). В качестве экспертов в проведении выездных проверок могут принимать участие специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл», имеющие сертификаты специалистов и квалификационные категории (в 2012-2014 гг. не принимали). Решение о выдаче лицензий принимается руководителем или (в его отсутствие) заместителями руководителя Управления.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 01 октября 2011 г. Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл при оказании государственных услуг осуществляется межведомственное электронное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти.

В 2014 году при предоставлении государственных услуг Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в федеральные органы исполнительной власти по системе межведомственного электронного взаимодействия направлено 12 запросов, в том числе:

  • 4 запроса в Росимущество о сведениях, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании зданий, сооружений и помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и соответствующих установленным требованиям, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • 4 запроса в ФНС России по Республике Марий Эл о сведениях о соискателе лицензии, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (государственный регистрационный номер записи о создании соискателя лицензии, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о соискателе лицензии в Единый государственный реестр юридических лиц; идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе);
  • 4 запроса в Федеральное Казначейство о подтверждении уплаты государственной пошлины, в размере, установленном законодательством Российской Федерации.

Ответы на запросы получены в течение 1-3 дней.

В 2014 году рассмотрены 3 заявления (в 2013 г. – 4, в 2012 г. – 1) соискателей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), 1 заявление от лицензиата о  переоформлении имеющейся лицензии (в 2013 г. – 1, в 2012 г. – 1) и 3 заявления о прекращении действия лицензии (в 2013 г. – 1, в 2012 г. – 0). По всем заявлениям приняты положительные решения.

Взаимодействие в электронной форме с соискателями лицензии (лицензиатами) в рамках полномочий по лицензированию организовано посредством размещения на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в разделе «Государственные услуги/Лицензирование»информации об оказании государственных услуг.

Кроме этого информация озвучена на регулярно проводимом семинаре-совещании, состоявшемся в Управлении Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в октябре 2013 года (следующий семинар запланирован на ноябрь 2015 года).

Для получения лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) соискателем лицензии представляются в лицензирующий орган следующие документы в соответствии с Федеральными законами от 04.05.2011 г. №99-ФЗ:

1) Заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным лицом, имеющим право действовать от имени этого юридического лица, в котором указываются:

  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;
  • идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
  • реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, либо иные сведения, подтверждающие факт уплаты указанной государственной пошлины;
  • реквизиты документов (наименование органа (организации), выдавшего документ, дата, номер), перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, – в отношении документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

1) копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке (до внесения Федеральным законом от 14.10.2014 г. №307-ФЗ изменений в Федеральный закон от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

2) копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности, и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.06.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

3) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии (до внесения Федеральным законом от 14.10.2014 г. №307-ФЗ изменений в Федеральный закон от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

4) опись прилагаемых документов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. №278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)» предоставляются:

  • копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (за исключением организаций, намеренных осуществлять техническое обслуживание непосредственно в месте размещения и эксплуатации радиационных источников) на праве собственности или на ином законном основании зданий, сооружений и помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и соответствующих установленным требованиям, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (если такие права зарегистрированы в указанном реестре – сведения об этих зданиях, сооружениях и помещениях);
  • копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии оборудования, в том числе радиационных источников, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ (оказания услуг), и копии технической документации на эти радиационные источники (для организаций, намеренных осуществлять эксплуатацию, производство, хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих);
  • копии документов, подтверждающих наличие у работников, деятельность которых непосредственно связана с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), высшего или среднего профессионального образования и дополнительной подготовки по радиационной безопасности, соответствующих требованиям и характеру выполняемых работ (услуг).

Для переоформления лицензии в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, адреса места осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ (оказываемых услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, лицензиатами в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 04.05.201 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» представляется в лицензирующий орган либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

В 2014 году в отношении соискателей лицензии проведены 3 внеплановые выездные проверки. Нарушения лицензионных требований не выявлены, лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) своевременно оформлены.

В отношении лицензиатов проведены 2 плановые выездные проверки в соответствии с «Ежегодным планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл на 2014 год». Из них 1 проверка проведена совместно с Главным Управлением МЧС России по Республике Марий Эл, Управлением Росздравнадзора по Республике Марий Эл, Министерством социальной защиты Республики Марий Эл.

Кроме этого проведена 1 внеплановая выездная проверка, в соответствии с поданным заявлением о переоформлении имеющейся лицензии в связи с изменением адреса места осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности(нарушения лицензионных требований не выявлены, лицензия переоформлена).

Проведение лицензионных проверок осуществляется заместителем начальника отдела санитарного надзора, имеющим высшее медицинское образование и достаточный стаж работы по специальности. Действующий сертификат имеется у руководителя Управления, принимающего решение о выдаче (переоформлении) лицензий. Специалисты, осуществляющие лицензирование, регулярно принимают участие в семинарах, организуемых Роспотребнадзором, занимаются самообразованием.

С начала осуществления лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл с периодичностью 1 раз в год – 1 раз в 2 года проводятся семинары-совещания с руководителями хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих источники ионизирующего излучения, и должностными лицами, ответственными за обеспечение радиационной безопасности в субъектах.

Семинары-совещания проводятся с приглашением представителей Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл и Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и ядерному надзору.     В адрес лицензиатов регулярно направляются информационно-методические письма, информации размещаются на официальном сайте Управления.

В результате деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл и улучшения качества контроля со стороны лицензиатов, в 2011-2014 гг. не выявлялись грубые нарушения лицензионных требований и условий, квалифицируемые по части 4 статьи 14.1 и части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Раздел 3. «Анализ и оценка эффективности лицензирования конкретных видов деятельности»

Мониторинг эффективности лицензирования осуществляется на территории Республики Марий Эл в ежемесячном режиме с нарастающим итогом.

В 2014 году количество рассмотренных заявлений о выдаче лицензий по сравнению с 2013 г. уменьшилось до 3 (в 2013 г. – 4, в 2012 г. – 1), о переоформлении осталось на уровне прошлого года – 1 (в 2013 г. – 1, в 2012 г. – 3). Все заявления поступили на бумажном носителе и рассмотрены в установленный законом срок.

Количество плановых проверок в отношении лицензиатов (22 лицензиата на конец 2014 г.) уменьшилось и составило 2, т.е. 9,0 % (в 2013 г. – 3 проверки или 14 %; в 2012 г. – 2 проверки или 11 %).

Снижение процента охвата лицензионным контролем юридических лиц – лицензиатов в 2014 г. произошло по независящей от Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл причине: проверить соблюдение лицензионных требований в ходе плановой проверки ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» не представилось возможным, т.к. до ее начала юридическое лицо обратилось с заявлением о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности. Приказом по управлению от 20.05.2014 г. №85 деятельность прекращена.

Общее количество действующих лицензий по сравнению с 2013 г. не изменилось и составило на конец 2014 г. 22 лицензии (в 2012 г. – 19).

В ходе проведенных 2 плановых выездных проверок выявлены нарушения лицензионных требований и условий, квалифицируемые по части 2 статьи 19.20 КоАП РФ:

  1. Отсутствует согласованный с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, «План мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии»), что является нарушением пункта 6.4 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)», статьи 11, части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», части 1, 2 статьи 8 Федерального закона от04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», подпункт «д» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. №278 (ОАО «Марбиофарм», ОАО «Гран»).
  2. Не обеспечено наличие в штате лицензиата необходимого количества работников (не менее двух) для осуществления деятельности, непосредственно связанной с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), имеющих дополнительную подготовку по радиационной безопасности в соответствии с требованиями к характеру заявленных работ, что является нарушением пункта 2.5.1 СП ОСПОРБ-99/2010, статьи 11, части З статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ, подпункта 5 части 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ, подпункта «г» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. №278 (ОАО «Марбиофарм»).
  3. Не обеспечено повышение квалификации работника, деятельность которого непосредственно связана с источником ионизирующего излучения (генерирующим), не реже 1 раза в 5 лет, что является нарушением пункта 2.5.1 СП ОСПОРБ-99/2010, статьи 11, части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ, части 1, 2, подпункта 2 части 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ, подпункта «е» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. №278 (ОАО «Гран»).
  4. Система производственного контроля не отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности:

а) Устройства, генерирующие ионизирующее излучение (дефектоскопы), не учитываются в Приходно-расходном журнале по наименованию, заводскому номеру и году выпуска, как это регламентируется санитарными правилами, что является нарушением пункта 3.5.8 (абзац 3) СП 2.6.1.2612-10 ОСПОРБ 99/2010, статьи 11, части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ, подпункта 3 части 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ, подпункта «в» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. №278 (ОАО «Марбиофарм»).

б) Структура и содержание «Программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением противоэпидемических (профилактических) мероприятий», разработанной в соответствии с пунктом 2.6 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и пункта 9.3 СП 2.6.1.1283-03 «Обеспечение радиационной безопасности при рентгеновской дефектоскопии», не соответствуют требованиям раздела 3 СП 1.1.1058-01, что является нарушением пунктов 3.5, 3.7, 3.9 СП 1.1.1058-01, статьи 11, части З статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ, подпункта 3 части 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.201 г. №99-ФЗ, подпункта «в» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. №278 (ОАО «Марбиофарм»).

в) Не обеспечено установление перечня лиц, относящихся к персоналу групп А и Б (Приказ по установлению перечня лиц, относящихся к персоналу групп А и Б, на момент проверки не предоставлен), что является нарушением пункта 2.5.1 СП ОСПОРБ-99/2010, статьи 11, части З статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ, подпункта 3 части 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ, подпункта «в» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. №278 (ОАО «Марбиофарм»).

г) Не обеспечено прохождение ежегодного периодического медицинского осмотра техника – дефектоскописта, что является нарушением пункта 2.5.1 СП ОСПОРБ-99/2010, статьи 11, части З статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ, подпункта 3 части 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ, подпункта «в» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. №278 (ОАО «Марбиофарм»).

Общее количество случаев нарушения лицензионных требований, выявленных по результатам проверок в 2014 г., составляет 6 (в 2013 г. – 9; в 2012 году нарушения лицензионных требований не выявлялись).

По фактам выявления нарушений лицензионных требований составлены 2 протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 19.20 КоАП РФ (в 2013 г. – 3): 1 протокол в отношении юридического лица и 1 протокол в отношении ответственного должностного лица (в 2013 г. – 1 протокол в отношении юридического лица и 2 протокола в отношении ответственных должностных лиц).

В обоих случаях выданы Предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий, одно из которых исполнено лицензиатом в установленный срок, а одно находится на контроле.

По итогам рассмотрения обоих протоколов мировыми судьями приняты решения о вынесении административных взысканий в виде предупреждений юридическому и должностному лицам.

Отказа в предоставлении и переоформлении, а также в прекращении действия лицензий в 2012-2014 гг. не было.

Случаи причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также приведшие к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, произошедшие по причине нарушения лицензионных требований, в 2012–2014 гг. не выявлялись.

При возникновении случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, произошедших по причине нарушения лицензионных требований, хозяйствующими субъектами будет организован мониторинг в соответствии с санитарными правилами и разработанными программами производственного радиационного контроля.

Случаев оспаривания в суде оснований и результатов проведения Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл мероприятий по контролю за деятельностью лицензиатов в 2012-2014 гг. не отмечалось.

«Выводы и предложения по осуществлению лицензирования конкретных видов деятельности»

Выводы:

  1. Несмотря на изменения действующего законодательства Российской Федерации в области лицензирования, в Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл продолжают обращаться юридические лица, желающие получить лицензию на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих). Проведено лицензирование ветеринарных клиник, предстоит осуществить данную процедуру в организациях, занимающихся радиационным контролем, в том числе  ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл».
  2. На территории республики юридические лица, осуществляющие  деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) без лицензий в 2014 году не выявлены.
  3. Лицензирование деятельности сыграло свою роль: при плановых проверках лицензиатов на протяжении последних лет грубые нарушения лицензионных требований не выявлялись.

Предложения:

1. В связи с изложенным целесообразно сохранить режим лицензирования для регулирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности).