«Назад

Доклад о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности) в 2013 году

Доклад о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности) в 2013 году

 

Раздел 1. Состояние нормативно-правового регулирования в области лицензирования конкретных видов деятельности

 

В Республике Марий Эл исполнение государственной функции по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) осуществляется Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги:

Налоговый кодекс Российской Федерации (вторая часть от 05.08.2000 г. №117-ФЗ);

Федеральный закон от 21.11.1995 г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»;

Федеральный закон от 09.01.1996 г. №3-ФЗ «О радиационной безопасности»;

Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

Федеральный закон от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральный закон от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»,

Федеральный закон от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. №322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 г. №826 «Об утверждении типовой формы лицензии»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 г. №957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. №278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)»;

приказ Роспотребнадзораот 18.07.2012 г. №773 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)»;

приказ от 01.09.2004 г. №11 «О Комиссии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по государственной регистрации и лицензированию»;

приказ Роспотребнадзора от 20.10.2004 г. №21 «О лицензировании деятельности, связанной с использованием источников ионизирующего излучения»;

приказ Роспотребнадзора от 14.05.2005 г. №398 «О лицензировании территориальными управлениями Роспотребнадзора деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих)»;

приказ Роспотребнадзора от 05.06.2006 г. №147 «Об оформлении лицензий»;

приказ Роспотребнадзора от 22.04.2007 г. №90 «О внесении изменений в приказ Роспотребнадзора от 05.06.2006 г. №147 и утверждении форм документов, используемых в процессе лицензирования»;

приказ Роспотребнадзора от 01.12.2013 г. №35 «Об утверждении формы предписания об устранении нарушений лицензионных требований и условий»;

приказ Роспотребнадзора от 05.07.2012 г. №668 «О представлении сведений по форме федерального статистического наблюдения № 1-лицензирование»;

приказ Роспотребнадзора от 21.06.2013 г. №433 «О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)»;

приказ Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от 19.10.2005 г. №158 «О порядке организации работы по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих)»;

приказ Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от 04.07.2006 г. №89 «Об утверждении форм»;

приказ Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от 19.07.2007 г. №107 «О внесении изменений в приказ Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от 04.07.2006 г. № 89 «Об утверждении форм» и утверждении документов, используемых в процессе лицензирования»;

приказ Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от 19.12.2007 г. №167 «О внесении изменений в приказы Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от 04.07.2006 г. №89 «Об утверждении форм», от 19.07.2007 г. №107 «О внесении изменений в приказ Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от 04.07.2006 г. №89 «Об утверждении форм» и утверждении документов, используемых в процессе лицензирования».

Все вышеперечисленные нормативные правовые акты Российской Федерации обеспечивают правовое регулирование в данной сфере:

  • регламентируют порядок лицензирования и лицензионного контроля;
  • определяют требования, предъявляемые к соискателям лицензии и лицензиатам, сроки, порядок информирования и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги;
  • устанавливают формы документов, используемых при лицензировании вышеуказанного вида деятельности;
  • обеспечивают доступность результатов предоставления государственной услуги.

Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, а также результаты оказания государственной услуги размещены на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл http://12.rospotrebnadzor.ru.

При этом Федеральный закон от 09.01.1996 №3-ФЗ «О радиационной безопасности» подлежит корректировке, о чем в раздел «Выводы и предложения по осуществлению лицензирования конкретных видов деятельности» аналогично с прошлым годом внесены предложения.

 

Раздел 2. Организация и осуществление лицензирования конкретных видов деятельности

 

Организация и осуществление данного вида лицензирования осуществляется двумя структурными подразделениями Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл.

На отдел организации надзора возложены:

1) приём и регистрация заявлений (в том числе в электронном виде) о выдаче лицензий (переоформлении лицензии) и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги и подлежащих представлению заявителем;

2) формирование и направление межведомственных запросов с целью получения сведений, необходимых для предоставления государственной услуги и находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, участвующих в предоставлении государственной услуги;

3) выдача результата предоставления государственной услуги соискателю лицензии, лицензиату;

4) внесение сведений о соискателе лицензии, лицензиате в рамках осуществления отдельных административных процедур в реестр лицензий;

5) предоставление сведений о конкретной лицензии в виде выписки из реестра лицензий.

На отдел санитарного надзора возложены:

1) рассмотрение поступивших документов, необходимых для предоставления государственной услуги; оформление при необходимости уведомлений о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направление такого уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

2) проведение плановых проверок в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утверждённым лицензирующим органом; внеплановых выездных и документарных лицензионных проверок по следующим основаниям:

  • представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии;
  • истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
  • поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
  • истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 настоящего Федерального закона;
  • наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
  • наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации в соответствии с Федеральным закон ом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

3) ведение лицензионных дел;

4) подготовка проектов приказов руководителя о принятии решения по выдаче лицензии (отказу в выдаче лицензии), переоформлению лицензии (отказу в переоформлении лицензии);

5) предоставление копии акта проверки Управления по Республике Марий Эл о принятом решении либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений;

6) проведение методической работы с лицензиатами, направленной на предотвращение ими нарушений лицензионных требований;

7) подготовка информации для размещения на официальном сайте Управления.

Для ведения реестра лицензий, рассмотрения и принятия решений по лицензированию, проведения лицензионных проверок в пределах должностных полномочий определены ответственные должностные лица (2). В качестве экспертов в проведении выездных проверок могут принимать участие специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл», имеющие сертификаты специалистов и квалификационные категории (в 2013 году не принимали). Решение о выдаче лицензий принимается руководителем или (в его отсутствие) заместителем руководителя Управления.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 1 октября 2011 года Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл при оказании государственных услуг осуществляется межведомственное электронное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти. В 2013 году по системе межведомственного электронного взаимодействия направлено 4 запроса в налоговые органы о предоставлении кратких сведений из ЕГРЮЛ и о постановке на учет в налоговом органе юридического лица. Ответы на запросы получены в течение 3-5 дней.

В 2013 году рассмотрены 4 заявления (в 2012 году – 1) от соискателей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), 1 от лицензиата о переоформлении имеющейся лицензии (в 2012 году – 1) и 1 о прекращении действия лицензии (в 2012 году – 0). По всем заявлениям приняты положительные решения.

Взаимодействие в электронной форме с соискателями лицензии (лицензиатами) в рамках полномочий по лицензированию организовано посредством размещения на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в разделе «Государственные услуги. Лицензирование»информации об оказании государственных услуг. Кроме этого всем лицензиатам и потенциальным лицензиатам направлены информационные письма, а также информация озвучена на семинаре-совещании, состоявшемся в Управлении Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в октябре 2013 года.

Для получения лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) соискателем лицензии представляются в лицензирующий орган следующие документы в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ:

1) Заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным лицом, имеющим право действовать от имени этого юридического лица, в котором указываются:

  • полное и (в случае, если имеется) сокращённое наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;
  • идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учёт в налоговом органе;
  • лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

2) копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;

3) копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами;

4) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;

5) опись прилагаемых документов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. №278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)» предоставляются:

  • копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (за исключением организаций, намеренных осуществлять техническое обслуживание непосредственно в месте размещения и эксплуатации радиационных источников) на праве собственности или на ином законном основании зданий, сооружений и помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и соответствующих установленным требованиям, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (если такие права зарегистрированы в указанном реестре – сведения об этих зданиях, сооружениях и помещениях);
  • копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии оборудования, в том числе радиационных источников, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ (оказания услуг), и копии технической документации на эти радиационные источники (для организаций, намеренных осуществлять эксплуатацию, производство, хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих);
  • копии документов, подтверждающих наличие у работников, деятельность которых непосредственно связана с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), высшего или среднего профессионального образования и дополнительной подготовки по радиационной безопасности, соответствующих требованиям и характеру выполняемых работ (услуг).

Для переоформления лицензии в целях изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, лицензиатами представляются в соответствии с п. 3 статьи 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» следующие документы:

  • заявление о переоформлении лицензии;
  • оригинал действующей лицензии;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии.

В 2013 году в отношении соискателей лицензии проведены 4 внеплановые выездные проверки. Нарушения лицензионных требований не выявлены, лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) своевременно оформлены.

В отношении лицензиатов проведены 3 плановые выездные проверки в соответствии с «Ежегодным планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл на 2013 год».

Из них 1 проверка проведена совместно с Главным Управлением МЧС России по Республике Марий Эл, 3 – с Приволжским управлением Ростехнадзора, 2 – с Министерством здравоохранения Республики Марий Эл, 1 – с Республиканской службой по тарифам Республики Марий Эл, 1 – с Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Ространснадзора.

Кроме этого проведена 1 внеплановая выездная проверка в соответствии с поданным заявлением о переоформлении имеющейся лицензии в связи с изменением перечня выполняемых работ (нарушения лицензионных требований не выявлены, лицензия переоформлена).

Проведение лицензионных проверок осуществляется заместителем начальника отдела санитарного надзора, имеющим высшее медицинское образование и достаточный стаж работы по специальности. Действующий сертификат имеется у руководителя Управления, принимающего решение о выдаче (переоформлении) лицензий. Специалисты, осуществляющие лицензирование, регулярно принимают участие в семинарах, организуемых Роспотребнадзором, занимаются самообразованием.

С 2006 г., т.е. с начала осуществления лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл проводятся ежегодные семинары-совещания с руководителями хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих источники ионизирующего излучения, и должностными лицами, ответственными за обеспечение радиационной безопасности в субъектах.

Семинары-совещания проводятся с приглашением представителей Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл и Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и ядерному надзору. В адрес лицензиатов регулярно направляются информационно-методические письма, информации размещаются на официальном сайте Управления.

В результате деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл и улучшения качества контроля со стороны лицензиатов, в 2011-2013 гг. не выявлялись грубые нарушения лицензионных требований и условий, квалифицируемые по ч. 4 ст. 14.1 и ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Раздел 3. Анализ и оценка эффективности лицензирования конкретных видов деятельности

 

Мониторинг эффективности лицензирования осуществляется на территории Республики Марий Эл в ежемесячном режиме с нарастающим итогом.

В 2013 году количество рассмотренных заявлений о выдаче лицензий по сравнению с 2012 годом увеличилось до 4 (в 2012 г. – 1, в 2011 г. – 1), о переоформлении уменьшилось до 1 (в 2012 г. – 3, в 2011 г. – 3). Все заявления поступили на бумажном носителе и рассмотрены в установленный законом срок.

Количество плановых проверок в отношении лицензиатов (22 лицензиата на конец 2013 г.) увеличилось и составило 3, т.е. 14 % (в 2012 году из 19 лицензиатов проверено 2, т.е. 11 %).

Общее количество действующих лицензий по сравнению с 2012 годом увеличилось на 3 с учётом принятия в 2013 году решения о прекращении осуществления деятельности, связанной с использованием источников ионизирующего излучения (генерирующих), по заявлению 1 хозяйствующего субъекта-лицензиата: в 2011 г. – 86, в 2012 г. – 19, в 2013 г. – 22.

В ходе всех трёх проведённых плановых выездных проверок выявлены нарушения лицензионных требований и условий, квалифицируемые по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ:

1. Отсутствует согласованный с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, «План мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии» (ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола», ОАО «Завод полупроводниковых приборов»), что является нарушением п. 6.4 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)», ст. 11, ч. 3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», чч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п/п д) пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года № 278.

2. Площадь помещения (фотолаборатории), принадлежащей хозяйствующему субъекту на законном основании для выполнения работ, составляющих лицензируемую деятельность, не отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности (МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1»), что является нарушением п. 3.2 СП 2.6.1.1283-03 «Обеспечение радиационной безопасности при рентгеновской дефектоскопии», ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ, п/п 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ, п/п а) пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года № 278.

3. Радиационный источник «Арина-05-2М» с зав. №811. инв. №00335 эксплуатируется с нарушением санитарно-эпидемиологических требований (МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1»), что является нарушением п. 8.7 СП 2.6.1.1283-03, ст. 11., ч. З ст. 39 Федерального закона от30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п/п 5части 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 г. N99-ФЗ,п/п б) пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года № 278.

4. Система производственного контроля не отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности, что является нарушением п. 9.3 СП 2.6.1.1283-03 «Обеспечение радиационной безопасности при рентгеновской дефектоскопии», раздела 3 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», пп. 8.4, 8.5, 8.8 СанПиН 2.6.1.2369-08 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками» (МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1», ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола»), ст. 11., ч. З ст. 39 Федерального закона от30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п/п 5 части 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ,п/п в) пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года № 278.

5. Не обеспечена подготовка и аттестация по вопросам обеспечения радиационной безопасности специалиста, который является лицом, ответственным за радиационную безопасность, и в обязанности которого входит деятельность по непосредственному постоянному хранению сканирующего электронного микроскопа JSM-35 с зав. № ЕР-156008-87-FA(ОАО «Завод полупроводниковых приборов»),что является нарушением п. 2.5.1 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)», ст. 11., ч. З ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п/п 2 части 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ,п/п в) пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключение мслучая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года № 278.

Общее количество случаев нарушения лицензионных требований, выявленных по результатам проверок, составляет 9 (в 2012 году нарушения лицензионных требований не выявлялись).

По фактам выявления нарушений лицензионных требований составлены 3 протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ (1 протокол в отношении юридического лица, 2 протокола в отношении ответственных должностных лиц) и выданы Предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий, исполненные лицензиатами в установленные сроки.

По итогам рассмотрения всех протоколов мировыми судьями приняты решения о вынесении административных взысканий: штрафа в размере 15 тыс. руб. должностному лицу и двух предупреждений юридическому и должностному лицам.

Отказа в предоставлении и переоформлении, а также в прекращении действия лицензий в 2011-2013 гг. не было.

Случаи причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также приведшие к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, произошедшие по причине нарушения лицензионных требований, в 2011–2013 гг. не выявлялись.

При возникновении случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, произошедших по причине нарушения лицензионных требований, хозяйствующими субъектами будет организован мониторинг в соответствии с санитарными правилами и разработанными программами производственного радиационного контроля.

Случаев оспаривания в суде оснований и результатов проведения Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл мероприятий по контролю за деятельностью лицензиатов в 2011-2013 гг. не отмечалось.

 

Выводы и предложения по осуществлению лицензирования конкретных видов деятельности

 

Выводы:

1. Несмотря на изменения действующего законодательства Российской Федерации в области лицензирования, в Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл продолжают обращаться юридические лица, желающие получить лицензию на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).

2. На территории республики юридические лица, осуществляющие деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) без лицензий в 2013 году не выявлены.

3. Лицензирование деятельности сыграло свою роль: при плановых проверках лицензиатов на протяжении последних лет грубые нарушения лицензионных требований не выявлялись.

4. Лицензирование, которое на протяжении периода 2006-2011 гг. проводилось в лечебно-профилактических учреждениях, способствовало интенсивной замене устаревшего рентгеноборудования на новое малодозовое; контроль доз облучения пациентов стал проводиться в 100 % случаев инструментальными методами; весь персонал группы А обеспечен индивидуальными дозиметрами; случаи переоблучения персонала и пациентов в период 2011-2013 гг. не регистрировались.

Предложения:

1. В связи с изложенным целесообразно сохранить режим лицензирования для регулирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности).

2. С целью совершенствования нормативно-правового регулирования лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) необходимо провести корректировку Федерального закона от 09.01.1996 г. №3-ФЗ «О радиационной безопасности» в соответствии с принятыми федеральными законами от 18.07.2011 г. №242-ФЗ и от 19.07.2011 г. №248-ФЗ, а также действующих санитарных правил в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с принятыми федеральными законами и документами Таможенного союза.