«Назад

Доклад о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности) в 2016 году

Доклад о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности) в 2016 году

 

Раздел 1. «Состояние нормативно-правового регулирования в области лицензирования конкретных видов деятельности»

 

В Республике Марий Эл исполнение государственной функции по предоставлению государственной услугипо лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) осуществляется Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги:

Налоговый кодекс Российской Федерации (вторая частьот 05.08.2000 г. N 117-ФЗ);

Федеральный закон от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»;

Федеральный закон от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;

Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Федеральный закон от 14.10.2014 г. № 307-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены ограничений на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления" (будет действовать с 10.01.2016 г.);

постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»;

постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 г.  № 826 «Об утверждении типовой формы лицензии»;

постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 957  «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;

постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. № 278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)»;

постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 г. № 467 «О подготовке и предоставлении докладов о лицензировании отдельных видов деятельности, показателях мониторинга эффективности лицензирования и методике его проведения» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 № 1149);

постановление Правительства РФ от 19.06.2012 г. N 612
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с изменением организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека";

постановление Правительства РФ от 25 февраля 2014 г. N 145
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам оценки эффективности деятельности контрольно-надзорных и лицензирующих органов";

постановление Правительства РФ от 28 октября 2015 г. N 1149
"Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";

приказ Минздравсоцразвития РФ от19.10.2007 г. № 656 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнения государственной функции по информированию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения»;

приказ Роспотребнадзора от 01.09.2004 г. № 11 «О Комиссии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по государственной регистрации и лицензированию»; 

приказ Роспотребнадзора от 14.05.2005 г. № 398 «О лицензировании территориальными управлениями Роспотребнадзора деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих)»; 

приказ Роспотребнадзора от 05.06.2006 г. № 147 «Об оформлении лицензий»;  

приказ Роспотребнадзора от  22.04.2007 г. №90 «О внесении изменений в приказ Роспотребнадзора от 05.06.2006 г. № 147 и утверждении форм  документов, используемых в процессе лицензирования»;

приказ Роспотребнадзора от 05.07.2012 г. № 668 «О представлении сведений по форме федерального статистического наблюдения № 1-лицензирование»;

приказ Роспотребнадзора от 18.07.2012 г. № 773 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);

приказ Роспотребнадзораот 27.07.2012 г. № 796 "О подготовке докладов о лицензировании отдельных видов деятельности и показателях мониторинга эффективности лицензирования";

приказ Роспотребнадзора от 21.06.2013 г. № 433 «О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)»;

приказ Роспотребнадзора от 01.12.2013 г. №35 «Об утверждении формы предписания об устранении нарушений лицензионных требований и условий»;

приказ Роспотребнадзора от 27.12.2013 г. N 987 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности);

приказ Роспотребнадзора от 05.05.2014 г. N 383 «О лицензировании управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности);

приказ Роспотребнадзора от 22 января 2015 г. N 29 "О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности), утвержденный приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 773";

приказ Роспотребнадзора от 25 мая 2015 г. N 462 "О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 июля 2012 г. N 775";

приказ Роспотребнадзора от 27 мая 2015 г. N 470 "О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности), утвержденный приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 773";        

приказ Роспотребнадзора от 22 июля 2016 г. N 813 "О внесении изменений в отдельные приказы Роспотребнадзора, регулирующие вопросы предоставления государственных услуг, проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз и осуществления лицензионного контроля».

Все вышеперечисленные нормативные правовые акты Российской Федерации обеспечивают правовое регулирование в данной сфере:  

- регламентируют порядок лицензирования и лицензионного контроля;

- определяют требования, предъявляемые к соискателям лицензии и лицензиатам, сроки, порядок информирования и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги;

- устанавливают формы документов, используемых при лицензировании вышеуказанного вида деятельности;

- обеспечивают доступность результатов предоставления государственной услуги.

Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, изменения в законодательстве, а также результаты оказания государственной услуги размещены на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл http:12.rospotrebnadzor.ru(раздел «Гос. услуги; лицензирование).

 

Раздел 2. «Организация и осуществление лицензирования конкретных видов деятельности»

 

Организация и осуществление данного вида лицензирования  осуществляется должностными лицами структурных подразделений  Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (в соответствии с утвержденной структурой Управления), в должностные обязанности которых входят функции по лицензированию.

В отделе организации надзора проводится:

1) прием и регистрация заявлений (в том числе в электронном виде) о выдаче лицензий (переоформлении лицензии) и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги и подлежащих представлению заявителем;

2) формирование и направление межведомственных запросов с целью получения сведений, необходимых для предоставления государственной услуги и находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, участвующих в предоставлении государственной услуги;

3) выдача результата предоставления государственной услуги соискателю лицензии, лицензиату;

4) внесение сведений о соискателе лицензии, лицензиате в рамках осуществления отдельных административных процедур в реестр лицензий;

5) предоставление сведений о конкретной лицензии в виде выписки из реестра лицензий.

В отделе санитарного надзора проводится:

1) рассмотрение поступивших документов, необходимых для предоставления государственной услуги; оформление при необходимости уведомлений о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направление такого уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

2) проведение плановых проверокв соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом; внеплановых выездных и документарных лицензионных проверок по следующим основаниям:

- представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии;

- истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

- поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;

- истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 настоящего Федерального закона;

- наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;

- наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

3) ведение лицензионных дел;

4) подготовка проектов приказов руководителя о принятии решения по выдаче лицензии (отказу в выдаче лицензии), переоформлению лицензии (отказу в переоформлении лицензии);

5) предоставление копии акта проверки Управления по Республике Марий Эл о принятом решении либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений;

6) проведение методической работы с лицензиатами, направленной на предотвращение ими нарушений лицензионных требований;

7) подготовка информации для размещения на официальном сайте Управления.

Для внесения сведений в реестр лицензий, рассмотрения и принятия решений по лицензированию, проведения лицензионных проверок в пределах должностных полномочий определены ответственные должностные лица (2). В качестве экспертов в проведении выездных проверок могут принимать участие специалисты  ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл», имеющие сертификаты специалистов и квалификационные категории (в 2013 - 2016 гг. не принимали). Решение о выдаче лицензий принимается руководителем или (в его отсутствие) заместителями руководителя Управления.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 01 октября  2011 г. Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл при оказании государственных услуг осуществляется межведомственное электронное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти.

 В 2016 году при предоставлении государственных услуг Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в федеральные органы исполнительной власти по системе межведомственного электронного взаимодействия направлено 22запроса, в том числе:

- 6 запросов в Росимущество о сведениях, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании зданий, сооружений и помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и соответствующих установленным требованиям, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- 8 запросов в ФНС России по Республике Марий Эл о сведениях в отношении соискателя лицензии, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (государственный регистрационный номер записи о создании соискателя лицензии, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о соискателе лицензии в Единый государственный реестр юридических лиц; идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе);

- 8 запросов в Федеральное Казначейство о подтверждении уплаты государственной пошлины, в размере, установленном законодательством Российской Федерации.

Ответы на запросы получены в течение 1-3 дней.

В 2016 г. в Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл поступило 12 заявлений (в 2015 г. – 4; в 2014 г. – 7):

- 2 (в 2015 г. – 2, в 2014 г. – 3) о предоставлении лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);

-4 (в 2015 г. – 2, в 2014 г. - 3) о прекращении осуществления деятельности, связанной с использованием источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);

- 6 (в 2015 г. – 0, в 2014 г. – 1) о переоформлении лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

Взаимодействие в электронной форме с соискателями лицензии (лицензиатами) в рамках полномочий по лицензированию организовано посредством размещения на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в разделе «Государственные услуги. Лицензирование»информации об оказании государственных услуг.

Кроме этого информация регулярно озвучивается на семинарах-совещаниях с лицензиатами, последний из которых проведен в ноябре 2015 года (проведение следующего семинара-совещания запланировано на 2017 г.).

Для получения лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) соискателем лицензиипредставляются в лицензирующий орган следующие документы всоответствии с Федеральными законами от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ:

1) Заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным лицом, имеющим право действовать от имени этого юридического лица, в котором указываются:

- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;

- идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

- лицензируемый вид деятельностив соответствии с частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

- реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, либо иные сведения, подтверждающие факт уплаты указанной государственной пошлины;

- реквизиты документов (наименование органа (организации), выдавшего документ, дата, номер), перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, - в отношении документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

- копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности, и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

- опись прилагаемых документов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года № 278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)» предоставляются:

а) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (за исключением организаций, намеренных осуществлять техническое обслуживание непосредственно в месте размещения и эксплуатации радиационных источников) на праве собственности или на ином законном основании зданий, сооружений и помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и соответствующих установленным требованиям, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих зданиях, сооружениях и помещениях);

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии оборудования, в том числе радиационных источников, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ (оказания услуг), и копии технической документации на эти радиационные источники (для организаций, намеренных осуществлять эксплуатацию, производство и хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих);

в) копии документов, подтверждающих наличие у работников, деятельность которых непосредственно связана с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), высшего образования или среднего профессионального образования и профессионального обучения по радиационной безопасности, соответствующих требованиям и характеру работ (услуг).

Для переоформления лицензии в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, адреса места осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ (оказываемых услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, лицензиатами в соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» представляется в лицензирующий орган либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

В 2016 г. в отношении соискателей лицензии проведены 2 (в 2015 г. – 2, в 2014 г. – 3) внеплановые документарные проверки, нарушения не выявлены, лицензии оформлены.

В отношении лицензиатов, предоставивших заявления о переоформлении лицензии, в 2016 г. проведены 4 (в 2015 г. -  0, в 2014 г. – 1) внеплановые выездные проверки. Двум лицензиатам лицензии переоформлены по материалам плановых проверок, проведенных в 2016 г.

В соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 г. проведено 5 (в 2015 г. – 3, в 2014 г. – 2) плановых проверок лицензиатов.

Проверки проведены совместно с УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Марий Эл, Управлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл, Средневолжским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области, Приволжским управлением Ростехнадзора, ПМТУ Росстандарта по Республике Марий Эл, Государственной инспекцией труда в РМЭ, Минсоцзащиты Республики Марий Эл, Приволжским межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Межрегиональным управлением госавтодорнадзора по Кировской области и Республике Марий Эл,  Управлением Росприроднадзора по Республике Марий Эл, Комитетом ветеринарии Республики Марий Эл, УФМС по Республике Марий Эл.

В ходе 4 плановых проверок выявлены нарушения лицензионных требований, что послужило причиной для составления протоколов об административном правонарушении по ч.2 ст.19.20 КоАП РФ в отношении должностных лиц, ответственных за обеспечение радиационной безопасности в хозяйствующих субъектах. Судьями мировых судебных участков должностные лица привлечены к административной ответственности в виде предупреждений.

Проведение лицензионных проверок осуществляется заместителем начальника отдела санитарного надзора, имеющим высшее медицинское образование, достаточный стаж работы по специальности, и ведущим специалистом отдела санитарного надзора.

Действующий сертификат по общей гигиене имеется у руководителя и двух заместителей руководителя Управления, принимающих решение о выдаче (переоформлении) и прекращении действия лицензий. Специалисты, осуществляющие лицензирование, регулярно принимают участие в семинарах, организуемых Роспотребнадзором, занимаются самообразованием.

С начала осуществления лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл с периодичностью 1 раз в 2 года проводятся семинары-совещания с руководителями юридических лиц - лицензиатов, и должностными лицами, ответственными за обеспечение радиационной безопасности.

В работе семинаров-совещаний принимают участие представители Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл и Верхневолжского отдела Инспекции радиационной безопасности Волжского МТУ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В адрес лицензиатов регулярно направляются информационно-методические письма, информации размещаются на официальном сайте Управления.  

В результате деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл и улучшения качества контроля со стороны лицензиатов, в 2014-2016 гг. не выявлялись грубые нарушения лицензионных требований и условий, квалифицируемые по ч. 4 ст. 14.1 и ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Раздел 3. «Анализ и оценка эффективности лицензирования конкретных видов деятельности»

 

Мониторинг эффективности лицензирования осуществляется на территории Республики Марий Эл в ежемесячном режиме с нарастающим итогом.

В 2016 г. количество рассмотренных заявлений о выдаче лицензий по  сравнению с 2015 г. не изменилось и составило 2 (2015 г. – 2, 2014 г. – 3). Оба заявления поступили на бумажном носителе и рассмотрены в установленный законом срок (ООО «Вита-Дент», ООО «Медтехника Марий Эл»).

Количество заявлений о переоформлении лицензий в 2016 г. по сравнению с предыдущими годами увеличилось и составило 6 (в 2015 г. – 0, в 2014 г. – 1). 

Общее количество действующих на территории Республики Марий Эл лицензий по состоянию на конец 2016 г. составило 24 (в 2015 г. – 23, в 2014 г. – 22).

Количество плановых проверок в отношении и лицензиатов по сравнению с 2015 г. увеличилось до 5 (АО «Транснефть Верхняя-Волга», ОАО  «Судостроительно-судоремонтный завод им. Бутякова С.Н.», ОАО  «Марспецмонтаж», ОАО «Управление механизации строительства», АО «Марийский машиностроительный завод») или до 20,8 % от общего количества лицензиатов (в 2015 г. – 3 проверки или 13 %, в 2014 г. – 2 проверки или 9 %).

В ходе плановых выездных проверок АО «Транснефть Верхняя-Волга»,  ОАО  «Судостроительно-судоремонтный завод им. Бутякова С.Н.», ОАО  «Марспецмонтаж», ОАО «Управление механизации строительства»  выявлены нарушения лицензионных требований и условий, квалифицируемые по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ:

1. Условия эксплуатации оборудования, в том числе радиационных источников не отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности в соответствии с федеральными законами:

а). Выдача переносных дефектоскопов из мест постоянного хранения для проведения работ на объектах производится руководителями структурных подразделений без письменного разрешения руководителей организаций, что является нарушением п.2.14 СанПиН 2.6.1.3164-14 "Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при рентгеновской дефектоскопии", ст.11, ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-фз «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 8 Федерального закона от04 мая 2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п/п б) пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности в областииспользования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключениемслучая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. N278(АО «Транснефть – Верхняя Волга», ОАО «ССРЗ им Бутякова С.Н.»).

б). Рабочие места дефектоскопистов в помещении Контрольно-сварочной лаборатории, за рабочими столами с расположенными на них ПЭВМ, и предназначенные для оформления протоколов радиационных замеров по итогам проведенных измерений, а также иных документов, предусмотренных СанПиН 2.6.1.3164-14 "Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при рентгеновской дефектоскопии", СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)», не оборудованы рабочими стульями (креслами), конструкция которых бы  обеспечивала поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволяла изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления, подъемно-поворотного, регулируемого по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, что является нарушением п. 9.6 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", ст.11, ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-фз «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п/п 1 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от04 мая 2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п/п б) пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности в областииспользования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключениемслучая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. N278 (ОАО «Марспецмонтаж»).

в). Рабочий стол техника-дефектоскописта в помещении Контрольно-сварочной лаборатории, на котором расположена ПЭВМ, предназначенная для оформления протоколов радиационных замеров по итогам проведенных измерений, а также иных документов, предусмотренных СанПиН 2.6.1.3164-14, СП 2.6.1.2612-10, размещен таким образом, что естественный свет падает на экран монитора, а не слева, что является нарушением п. 6.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", ст.11, ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-фз «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п/п 1 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от04 мая 2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п/п б) пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности в областииспользования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключениемслучая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. N278 (ОАО «Марспецмонтаж»).

2. Система учета и производственного контроля не отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности:

а). В организации, проводящей работы с техногенным источником ионизирующего излучения – дефектоскопом, не разработаны и не согласованы с органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (с Управлением Роспотребнадзора по РМЭ) перечень и числовые значения контрольных уровней, которые определяются в соответствии с условиями работы, что является нарушением п.п. 2.5.1, 3.13.9 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)», ст.11, ч.3 ст.39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ. ч. 3 ст.8 Федерального закона от04 мая 2011 г. N99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п/п в) пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности в областииспользования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключениемслучая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. N278 (ОАО «ССРЗ им. Бутякова С.Н.», ОАО «УМС»).

б). Результаты производственного радиационного контроля не регистрируются в специальном журнале; квартальные и годовые дозы облучения персонала, а также суммарная доза облучения его за весь период производственной деятельности не регистрируются в карточках учета индивидуальных доз, что является нарушением п.8.11 СанПиН 2.6.1.3164-14 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при рентгеновской дефектоскопии», ст.11, ч.3 ст.39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ. ч.3 ст.8 Федерального закона от04 мая 2011 г. N99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п/п в) пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности в областииспользования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключениемслучая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. N278 (ОАО «ССРЗ им. Бутякова С.Н.»).

в). На предприятии не назначено должностное лицо, ответственное за проведение производственного радиационного контроля, что является нарушением п.2.10 СанПиН 2.6.1.3164-14 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при рентгеновской дефектоскопии", ст. 11, ч. 3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 3 ст. 8 Федерального закона от04 мая 2011 г. N99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п/п в) пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности в областииспользования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключениемслучая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. N278 (ОАО «УМС»).

г). Содержание «Программы организации и проведения радиационного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» не соответствует требованиям раздела IIIСП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», что является нарушением п.п. 3.1, 3.3, 3.5, 3.7, 3.9 СП 1.1.1058-01, п. 3.13.9 СП 2.6.1.2612-10 ОСПОРБ 99/2010, ст.11, ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, ч. 3 ст. 8 Федерального закона от04 мая 2011 г. N99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п/п в) пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности в областииспользования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключениемслучая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. N278 (ОАО «УМС», ОАО «Марспецмонтаж», АО «Транснефть – Верхняя Волга»).

е). Отсутствуют СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", предназначенные для организации рабочих мест с ПЭВМ, в том числе для оформления протоколов радиационных замеров по итогам проведенных измерений, а также иных документов, предусмотренных санитарными правилами СанПиН 2.6.1.3164-14, СП 2.6.1.2612-10; производственный контроль их наличия не организован, что является нарушением п/п а) п.2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ст.11, ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-фз «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 3 ст. 8 Федерального закона от04 мая 2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п/п в) пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности в областииспользования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключениемслучая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. N278 (ОАО «Марспецмонтаж»).

ж). На предприятии не назначен подготовленный специалист для постоянного контроля за техническим состоянием рентгеновских дефектоскопов, что является нарушением п. 2.12 СанПиН 2.6.1.3164-14 "Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при рентгеновской дефектоскопии", ст.11, ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-фз «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 3 ст. 8 Федерального закона от04 мая 2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п/п в) пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности в областииспользования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключениемслучая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. N278 (ОАО «Марспецмонтаж»).

3. Не обеспечено наличие в штате работников, деятельность которых непосредственно связана с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), имеющих дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в объеме не менее 72 часов по радиационной безопасности, соответствующие требованиям и характеру заявленных работ (услуг):

а). К работам с рентгеновским дефектоскопом «АРИНА-3» №1535 допущены лица, не прошедшие обучение (подготовку и аттестацию) по вопросам обеспечения радиационной безопасности, а именно исполнители работ – 2 дефектоскописта, что является нарушением п.2.5.1 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)», п.2.7 СанПиН 2.6.1.3164-14 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при рентгеновской дефектоскопии», ст.11, ч.3 ст.39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ. ч.1 ст.8 Федерального закона от04 мая 2011 г. N99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п/п г) пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности в областииспользования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключениемслучая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. N278 (ОАО «ССРЗ им Бутякова С.Н.»).

4. Не обеспечено наличие плана мероприятий по защите работников лицензиата в случае возникновения радиационной аварии, соответствующего требованиям федеральных законов:

а). Отсутствует согласованный с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, «План мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии», что является нарушением п. 6.4 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)», ст.11, ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-фз «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,ч. 1 ст. 8 Федерального закона от04 мая 2011 г. N99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п/п д) пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности в областииспользования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключениемслучая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. N278 (ОАО «ССРЗ им Бутякова С.Н.», ОАО «УМС»).

5. Не организовано повышение квалификации работников лицензиата, деятельность которых непосредственно связана с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), не реже 1 раза в 5 лет.

а). Повышение квалификации работников лицензиата, деятельность которых непосредственно связана с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), не проводится с периодичностью не реже 1 раза в 5 лет: к работам с рентгеновскими дефектоскопами допущены лица, не прошедшие повышение квалификации с соответствующей периодичностью (начальник ЛККиД, инженеры - дефектоскописты, дефектоскописты), что является нарушением п. 2.5.1 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)», п. 2.10 СанПиН 2.6.1.3164-14 "Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при рентгеновской дефектоскопии", ст.11, ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-фз «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п/п 2 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от04 мая 2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности",п/п е) пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности в областииспользования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключениемслучая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. N278 (АО «Транснефть – Верхняя Волга»).

Общее количество нарушений лицензионных требований, выявленных по результатам проверок в 2016 г., составило 18 (в 2015 г. – 17, в 2014 г. – 6).

По фактам выявления нарушений лицензионных требований составлены 4 протокола об административном правонарушении в отношении ответственных должностных лиц по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ (в 2015 г. и в 2014 г.г. – по 2, в т.ч. по 1 протоколу в отношении юридических лиц и по 1 протоколу в отношении ответственных должностных лиц).

Всем юридическим лицам выданы Предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий, которые выполнены в установленные сроки.

По итогам рассмотрения всех протоколов мировыми судьями приняты решения о вынесении административных взысканий в виде предупреждений.

Отказа в предоставлении и переоформлении лицензий в 2014 – 2016 г.г. не было.

В 2016 г. прекращено действие 4 лицензий в соответствии с поданными заявлениями установленной формы (ГБУ РМЭ  «Сервисный центр «Медтехника»,  ОАО «Транснефть-Верхняя волга» (МРНУ), Марийская таможня, ОАО «Судостроительно-судоремонтный завод им. Бутякова С.Н.»).

Случаи причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также приведшие к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, произошедшие по причине нарушения лицензионных требований, в 2014–2016 гг. не выявлялись.

При возникновении случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, произошедших по причине нарушения лицензионных требований, хозяйствующими субъектами будет организован мониторинг в соответствии с санитарными правилами и разработанными программами производственного радиационного контроля.

Случаев оспаривания в суде оснований и результатов проведения Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл проверок деятельности лицензиатов в 2014-2016 гг. не отмечалось.

 

«Выводы и предложения по осуществлению лицензирования конкретных видов деятельности»

 

Выводы:

1. В связи с изменениями, внесенными в СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)», в отчетный период выдана лицензия на право осуществления деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности) организации, осуществляющей радиационный контроль (ООО «Медтехника Марий Эл»).

2. На территории республики юридические лица, осуществляющие  деятельностьв области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности) без лицензий в 2016 году не выявлены.

3. Лицензирование деятельности, плановый лицензионный контроль, организационные мероприятия в отношении лицензиатов сыграли свою роль: при плановых проверках лицензиатов грубые нарушения лицензионных требований не выявлялись.

Предложения:

1. В связи с изложенным целесообразно сохранить режим лицензирования для регулирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности).