«Назад

Информация о результатах публичных обсуждений правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл за 2018 год

Информация о результатах публичных обсуждений правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл за 2018 год

 

В целях реализации информационной политики по работе с предпринимательским сообществом, повышению грамотности населения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, развития механизма открытости 21 февраля 2019 года в Управлении Роспотребнадзора по Республике Марий Эл состоялось публичное обсуждение результатов правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл за 2018 год.

Публичные обсуждения проходили под руководством руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Булатовой С.И.

В соответствии с программой мероприятия на публичных обсуждениях с основным докладом «О правоприменительной практике Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл за 2018 год» выступила начальник отдела организации надзора Лазарева Т.Н.В докладе освещены сведения о типовых и массовых нарушениях обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению на различных категориях подконтрольных объектов (предприятия торговли и общепита, образовательные учреждения, промышленные предприятия, лечебно профилактические учреждения), правоприменительная практика Управления за 2018 год, результаты административного и судебного оспаривания решений Управления, а также разъяснения новых требований нормативных правовых актов. На сайте Управления в сети Интернет в подразделе «Публичные обсуждения правоприменительной практики» размещены материалы доклада по правоприменительная практике, доклад о соблюдении обязательных требований.

Также на публичном обсуждении были освещены следующие темы: об итогах деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в 2018 году, о применении риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного контроля (надзора), о санитарно-эпидемиологических требованиях к размещению предприятий общественного питания в жилых домах, о профилактике гриппа, о контроле за оборотом меховых изделий, о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре за соблюдением требований технических регламентов, об организации школьного питания.

В мероприятии приняли участие прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Марий Эл Янгабышев С.Г., прокурор Марийской межрайонной природоохранной прокуроры Киселёв А.Н., представители торгово-промышленной палаты, общественных объединений, органов исполнительной власти, местного самоуправления, а также представители юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялись контрольно-надзорные мероприятия в 4 квартале 2018 года.

В целях поддержания активного взаимодействия с общественностью в ходе обсуждений участникам было предложено заполнить анкеты.

Результаты анкетирования:

 

Тип организации (учреждения, предприятия), которую представляет слушатель, в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности организации

Результаты опроса, % опрошенных

  • государственное учреждение (предприятие)

9 %

  • муниципальное учреждение (предприятие)

55 %

  • коммерческая организация (ОАО, ПАО, ЗАО, ООО, ИП), в том числе как субъект предпринимательской деятельности: ЮЛ, ИП

36 %

Проводились ли проверки Вашей организации (учреждения, предприятия) территориальным органом Роспотребнадзора в течение периода последних 3-х лет

 
  • да

100 %

  • нет

0 %

  • не могу ответить на вопрос

0 %

Выявлялись ли нарушения обязательных требований в ходе проведенной (проведённых) территориальным органом Роспотребнадзора проверки (проверок) деятельности Вашей организации (учреждения, предприятия)

 
  • да

91 %

  • нет

9 %

  • не могу ответить на вопрос

0 %

Всегда ли действия должностных лиц территориального органа Роспотребнадзора в ходе проводимой ими проверки носят правомерный (законный) характер, с точки зрения проверяемой организации (учреждения, предприятия)

 
  • да, всегда

91 %

  • нет, не всегда

0 %

  • не могу ответить на вопрос

9 %

Считаете ли Вы полезным проведение публичных обсуждений результатов контрольно-надзорной деятельности органа государственного надзора с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься ЮЛ и ИП в целях недопущения таких нарушений

 
  • да

95 %

  • нет

0 %

  • не могу ответить на вопрос

5 %

Получили ли Вы для себя (для своей организации, учреждения, предприятия) необходимую и полезную информацию по результатам данных публичных обсуждений, состоявшихся в Управлении Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

 
  • да

100 %

  • нет

0 %

  • не могу ответить на вопрос

0 %

Ваши рекомендации и пожелания по проведению публичных обсуждений в Управлении Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

 
  • нет рекомендаций

82 %

  • проводить данное мероприятие с населением (физическими лицами)

3 %

  • проводить публичные обсуждения по отраслям деятельности

5 %

  • регулярность проведения

10 %

 

До публичных обсуждений поступили вопросы по организации деятельности Управления, осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора, надзора в сфере защиты прав потребителей, юридической практике.

 

Интернет-магазин не поставил заказ?

 

Согласно п. 23 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 г. №612 продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре.

В соответствии с п.п. 2-4 ст. 23.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) в случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:

  • передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;
  • возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения, установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.

В случае нарушения срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 0,5 % суммы предварительной оплаты товара.

Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования. Необходимо обратиться к продавцу с одним из вышеуказанных требований, изложив его в письменном виде.

Если требования не выполнены своевременно, то согласно п. 1 ст. 23 Закона за нарушение предусмотренных Законом сроков, продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1% цены товара.

В случае невыполнения требования в добровольном порядке потребитель вправе обратиться в суд с иском к продавцу, так как в соответствии со ст. 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации требования потребителей имущественного характера подлежат рассмотрению только в рамках гражданского судопроизводства.

В некоторых договорах потребительского кредитования можно встретить условие «Я ознакомлен и согласен со стоимостью услуг Банка по обеспечению моего страхования по Программе страхования, при отказе от страхования оплата услуг Банка по обеспечению страхования возврату не подлежит». Является включенное банком в договор данное условия законным?

 

Условие договора, не допускающее возврат страховой платы при досрочном прекращении страхования, противоречит Указанию Банка Российской Федерации от 20 ноября 2015 г. №3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования» (далее – Указание ЦБ РФ).

В соответствии с п. 1 Указания ЦБ РФ при осуществлении добровольного страхования страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю уплаченной страховой премии в порядке, установленном данным указанием, в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение четырнадцати календарных дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.

Страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть, что в случае, если страхователь отказался от договора добровольного страхования в срок, установленный пунктом 1 Указания ЦБ РФ, и до даты возникновения обязательств страховщика по заключенному договору страхования (далее – дата начала действия страхования), уплаченная страховая премия подлежит возврату страховщиком страхователю в полном объеме (пункт 5).

Страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть, что в случае, если страхователь отказался от договора добровольного страхования в срок, установленный пунктом 1 Указания ЦБ РФ, но после даты начала действия страхования, страховщик при возврате уплаченной страховой премии страхователю вправе удержать ее часть пропорционально сроку действия договора страхования, прошедшему с даты начала действия страхования до даты прекращения действия договора добровольного страхования (пункт 6).

Таким образом, все договоры добровольного страхования, заключенные с физическими лицами после вступления в силу Указания ЦБ РФ, должны соответствовать приведённым выше требованиям, предусматривающим право страхователя – физического лица в течение четырнадцати календарных дней со дня заключения договора добровольного страхования отказаться от него с возвратом страховой премии в полном объеме, если к моменту отказа от него договор страхования не начал действовать, а если договор начал действовать, то за вычетом суммы страховой премии, пропорциональной времени действия начавшегося договора добровольного страхования.

Существуют ли требования к организации дополнительного питания в школах через аппараты автоматической выдачи пищевых продуктов?

 

Санитарными правилами СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» допускается выдача через аппараты для автоматической выдачи пищевых продуктов в потребительской таре, а также реализация соков, нектаров, стерилизованного молока и молочных напитков ёмкостью упаковки не более 350 мл; бутилированной питьевой воды без газа ёмкостью не более 500 мл, при соблюдении условий хранения продукции.

По показателям безопасности и пищевой ценности реализуемая продукция должна соответствовать требованиям нормативных документов, в том числе технических регламентов Таможенного союза: ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в образовательных организациях и полного исключения рисков, способствующих возникновению инфекционных заболеваний, массовых отравлений необходим контроль за качеством, сроками годности и условиями хранения продукции, режимом заправки, а также контроль документов о качестве и безопасности продукции.

Возможно ли использовать в дошкольных учреждениях для организации питьевого режима бутилированную воду?

СанПиН  2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» допускается использование в качестве питьевого режима бутилированной питьевой воды.

Питьевая вода, в том числе расфасованная в ёмкости и бутилированная, по качеству и безопасности должна отвечать требованиям на питьевую воду.

При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в ёмкости, предусматривается замена ёмкости по мере необходимости, но не реже, чем это предусматривается установленным изготовителем сроком хранения вскрытой ёмкости с водой.

Обработка дозирующих устройств проводится в соответствии с эксплуатационной документацией (инструкцией) изготовителя.

Планируем открыть предприятие общественного питания по приготовлению и реализации шаурмы. Можно ли готовить шаурму в павильоне, расположенном на остановке общественного транспорта?

Согласно требований Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» организации общественного питания, независимо от форм собственности, мощности, места расположения, оборудуются системами внутреннего водопровода и канализации.

Объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.

На доготовочных организациях, работающих на полуфабрикатах, работа на сырье не проводится.

Набор и площади помещений должны соответствовать мощности организаций и обеспечивать соблюдение санитарных правил и норм.

При отсутствии условий для соблюдения данных требований предприятие общественного питания функционировать не может.

Всем ли водителям надо проходить периодические медицинские осмотры, если по смыслу названия приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. №302н речь идет о направлении на медицинские осмотры лишь тех работников, чьи условия труда являются вредными?

 

с 1 января 2012 г. порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников регламентируется приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г. №302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

В Приложении №2 к приказу перечислены виды работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, среди которых управление наземными транспортными средствами различных видов.

Таким образом, водители обязаны в соответствии с данным приложением проходить профилактический медицинский осмотр при приеме на работу и далее 1 раз в 2 года.

Должны ли на предприятиях общественного питания разрабатываться и внедряться процедуры, основанные на принципах ХАССП?

 

В соответствии с требованиями, предусмотренными ч. 2 ст. 10 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) разработка, внедрение и поддержание процедуры, основанной на принципах ХАССП, обязательны для всех предприятий общественного питания, которые при оказании услуг общепита занимаются изготовлением продукции питания.

Контроль за соблюдением обязательных требований осуществляют органы Роспотребнадзора при проведении проверок соблюдения санитарного законодательства в обязательном порядке следят за надлежащим выполнением производителем пищевой продукции обязанностей по разработке, внедрению и поддержанию процедур, основанных на принципах ХАССП.

Запрещена ли реализация по типу самообслуживания замороженных продуктов в неупакованном виде, требующих дальнейшей тепловой обработки (пельмени, котлеты и т.д.)?

Нет, такого запрета нет, при соблюдении требований п. 6 ч. 4.12 ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки».