Социально-гигиенический мониторинг

 

Государственная система социально-гигиенического мониторинга является механизмом обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Организация и ведение социально-гигиенического мониторинга является ведущим направлением деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и приобретает все более широкое значение.

«Социально-гигиенический мониторинг – государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания» (Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.45).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 г. №60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» проведение СГМ обеспечивает:

  1. установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;

  2. прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека;

  3. определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;

  4. разработку предложений для принятия решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

  5. информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении мониторинга.

Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмен ими регламентирует отношения со следующими структурами:

  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

  • Федеральная служба государственной статистики.

  • Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.

  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

  • Федеральная служба по труду и занятости.

  • Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Информационными показателями для социально-гигиенического мониторинга являются данные наблюдений за:

  • состоянием здоровья населения (персонифицированные данные по заболеваемости населения);

  • факторами среды обитания человека, в том числе биологическими (вирусные, бактериальные, паразитарные), химическими, физическими (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и др.), социальными (уровень жизни, условия жизни, медицинское обеспечение);

  • источниками антропогенного воздействия на окружающую среду, в том числе на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почву;

  • радиационной обстановкой;

  • состоянием охраны и условиями труда работающих;

  • структурой и качеством питания, безопасностью пищевых продуктов для здоровья населения.

Специалисты отдела СГМ проводят:

  • Мониторинг за состоянием здоровья населения.

  • Мониторинг состояния факторов среды обитания.

  • Ранжирование территорий Республики Марий Эл по показателям, характеризующим состояние здоровья населения и факторы среды его обитания.

  • Прогноз состояния здоровья населения и среды обитания.

  • Организацию и проведение научно-практических работ.

  • Оценку риска здоровью населения.

Постоянно осуществляется совершенствование подходов к сбору и анализу информации о состоянии среды обитания, унификации процессов получения многоплановой информации, установлении связи показателей здоровья и факторов окружающей среды, с последующим выделением приоритетных территорий и их гигиенического ранжирования. Внедряются унифицированные программные средства ведения баз данных и анализа показателей социально–гигиенического мониторинга, геоинформационные и телекоммуникационные технологии.


«Назад

Об острых отравлениях спиртосодержащими жидкостями в Республике Марий Эл в январе 2017 года в сравнении со среднемноголетним уровнем (2012-2016 гг.)

Об острых отравлениях  спиртосодержащими жидкостями в Республике Марий Эл  в  январе 2017 года в сравнении со среднемноголетним уровнем (2012-2016 гг.)

Согласно экстренным извещениям (форма №58-1/у) о случаях острых отравлений спиртосодержащей продукцией, представленным лечебно-профилактическими учреждениями, ГБУ РМЭ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» по заключительному диагнозу в январе 2017 года, на территории Республики Марий Эл зарегистрировано 26 случаев острых отравлений спиртосодержащей продукцией, из них 19 – со смертельным исходом. В сравнении со среднемноголетним уровнем (СМУ) количество отравлений в республике в январе 2017 года уменьшилось на 27,8% (36 и 26 случаев соответственно), количество  отравлений со смертельным исходом – на 38,7% (31 и 19 соответственно). Среди острых отравлений спиртосодержащей продукцией в январе 2017 года отравления этанолом составили 77% (20 случаев, из них 17 – со смертельным исходом), метанолом – 2 случая (со смертельным исходом), спиртом неуточненным (суррогатами алкоголя, техническим спиртом) – 4 случая.

В январе 2017 года выше республиканского (3,8 на 100 тыс. населения) отмечаются показатели острых отравлений спиртосодержащей продукцией в Мари-Турекском (19,7), Параньгинском (13,5), Юринском (12,9), Килемарском (8,1), Звениговском (7,1), Советском (6,8) районах, г.Волжске (5,5) и Волжском (4,5) районе.

Выше республиканского (2,8 на 100 тыс. населения) показатели смертельных отравлений отмечаются в Мари-Турекском (14,8), Юринском (12,9), Килемарском (8,1), Звениговском (7,1), Параньгинском (6,8), Волжском (4,5), Моркинском (3,5) районах и г. Волжске (5,5). Среди острых отравлений со смертельным исходом зарегистрировано 2 случая отравлений метанолом (по 1 – в г. Йошкар-Оле и Килемарском районе).

Случаев острых отравлений спиртосодержащей продукцией в январе 2017 года, связанных с некачественным алкоголем промышленного производства, в республике не зарегистрировано.