Социально-гигиенический мониторинг

 

Государственная система социально-гигиенического мониторинга является механизмом обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Организация и ведение социально-гигиенического мониторинга является ведущим направлением деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и приобретает все более широкое значение.

«Социально-гигиенический мониторинг – государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания» (Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.45).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 г. №60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» проведение СГМ обеспечивает:

  1. установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;

  2. прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека;

  3. определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;

  4. разработку предложений для принятия решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

  5. информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении мониторинга.

Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмен ими регламентирует отношения со следующими структурами:

  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

  • Федеральная служба государственной статистики.

  • Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.

  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

  • Федеральная служба по труду и занятости.

  • Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Информационными показателями для социально-гигиенического мониторинга являются данные наблюдений за:

  • состоянием здоровья населения (персонифицированные данные по заболеваемости населения);

  • факторами среды обитания человека, в том числе биологическими (вирусные, бактериальные, паразитарные), химическими, физическими (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и др.), социальными (уровень жизни, условия жизни, медицинское обеспечение);

  • источниками антропогенного воздействия на окружающую среду, в том числе на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почву;

  • радиационной обстановкой;

  • состоянием охраны и условиями труда работающих;

  • структурой и качеством питания, безопасностью пищевых продуктов для здоровья населения.

Специалисты отдела СГМ проводят:

  • Мониторинг за состоянием здоровья населения.

  • Мониторинг состояния факторов среды обитания.

  • Ранжирование территорий Республики Марий Эл по показателям, характеризующим состояние здоровья населения и факторы среды его обитания.

  • Прогноз состояния здоровья населения и среды обитания.

  • Организацию и проведение научно-практических работ.

  • Оценку риска здоровью населения.

Постоянно осуществляется совершенствование подходов к сбору и анализу информации о состоянии среды обитания, унификации процессов получения многоплановой информации, установлении связи показателей здоровья и факторов окружающей среды, с последующим выделением приоритетных территорий и их гигиенического ранжирования. Внедряются унифицированные программные средства ведения баз данных и анализа показателей социально–гигиенического мониторинга, геоинформационные и телекоммуникационные технологии.


«Назад

Об острых отравлениях спиртосодержащими жидкостями в Республике Марий Эл в январе-июле 2017 года в сравнении со среднемноголетним уровнем (с аналогичным периодом 2012-2016 гг.)

Об острых отравлениях спиртосодержащими жидкостями в Республике Марий Эл в  январе-июле 2017 года в сравнении со среднемноголетним уровнем (с аналогичным периодом 2012-2016 гг.)

 

 

Согласно экстренным извещениям (форма №58-1/у) о случаях острых отравлений спиртосодержащей продукцией, представленным лечебно-профилактическими учреждениями, ГБУ РМЭ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» по заключительному диагнозу в январе-июле 2017 года, на территории Республики Марий Эл зарегистрировано 112 случаев острых отравлений спиртосодержащей продукцией, из них 82 – со смертельным исходом. В сравнении со среднемноголетним уровнем (СМУ) количество отравлений в республике в январе-июле 2017 года уменьшилось на 35,1% (172,6 и 112 случаев соответственно), количество  отравлений со смертельным исходом – на 33,9% (124 и 82 случая  соответственно). Среди острых отравлений спиртосодержащей продукцией в январе-июле 2017 года отравления этанолом составили 72,3% (81 случай, из них 69 – со смертельным исходом), метанолом – 9,8% (11 случаев), спиртом неуточнённым (суррогатами алкоголя, техническим спиртом) – 17,9% (20 случаев).

В январе-июле 2017 года выше республиканского (16,3 на 100 тыс. населения) отмечаются показатели острых отравлений спиртосодержащей продукцией в Мари-Турекском (88,8), Волжском (27,1), Параньгинском (27,0), Советском (23,6), Куженерском (22,5), Новоторъяльском (19,7)  районах, г. Волжске (18,3), Медведевском (17,9) и Моркинском (17,3) районах.

Выше республиканского (12,0 на 100 тыс. населения) отмечаются показатели отравлений со смертельным исходом в Мари-Турекском (34,5), Волжском (27,1), Куженерском (22,5), Параньгинском (20,3), Медведевском (17,9), Моркинском (17,3) районах, г. Волжске (16,5), Советском (13,5) и Юринском (12,9) районах. Среди острых отравлений со смертельным исходом зарегистрировано 11 случаев отравлений метанолом (по 2 – в г. Йошкар-Оле, Мари-Турекском, Медведевском и Сернурском районе, по 1 – в Килемарском, Моркинском и Советском районах).

Случаев острых отравлений спиртосодержащей продукцией в январе-июле 2017 года, связанных с некачественным алкоголем промышленного производства, в республике не зарегистрировано.