«Назад

Надзор за питанием в образовательных организациях Республики Марий Эл за 8 месяцев 2021-2022 учебного года

Надзор за питанием в образовательных организациях Республики Марий Эл за 8 месяцев 2021-2022 учебного года

28.04.2022 г.

Питание детей организовано в 253 общеобразовательных учреждениях Республики Марий Эл. Пищеблоки всех школ работают на сырье. В столице региона для организации питания учащихся 31 учреждения функционирует комбинат школьного питания МАУ «Центр детского здорового питания» г. Йошкар-Олы. В МБОУ «Килемарская средняя общеобразовательная школа» питание детей осуществляется по договору с обществом с ограниченной ответственностью.

Рационы питания, цикличные меню согласованы с Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл. Такие продукты, как хлеб, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, овощи, фрукты, соки, присутствуют на столах у детей ежедневно, а рыба, яйцо, творог, сыр – 2-3 раза в неделю.

По данным мониторинга, выполнение в общеобразовательных организациях натуральных норм по мясу, молоку, творогу, сливочному маслу, овощам, сокам, рыбе, творогу, свежим фруктам, макаронным изделиям составляет 100%.

Охват горячим питанием школьников в апреле 2022 года составил 88,8% (в марте 2022 г. – 88,7%, в феврале 2022 г. – 88,5%, в январе 2022 г. – 88,5%, в декабре 2021 г. – 88,6%, в ноябре 2021 г. – 88,7%, в октябре 2021 г. – 88,9%, в сентябре 2021 г. – 88,7%).

В 1-4 классах средняя стоимость завтраков составляет 58,52 руб., обедов – 68 руб. В 5-9 классах завтраки стоят 60 руб., обеды – 70 руб.

Договоры на поставку продуктов питания заключены всеми учреждениями, в первую очередь, напрямую с производителями и продавцами, стабильно работающими на потребительском рынке республики. В целях организации поставок качественных и безопасных продовольственного сырья и пищевых продуктов в образовательные организации Управлением Роспотребнадзора сформирован реестр поставщиков, который включает 63 поставщика и 2 организатора питания.

С начала 2021-2022 учебного года санитарными врачами проведены проверки в отношении 39 поставщиков в образовательные учреждения, 1 организатора питания, 1 комбината питания. В 26 случаях выявлены нарушения в части маркировки на продуктах, условий хранения и выполнения правил личной гигиены. За несоблюдение требований санитарного законодательства и законодательства в сфере технического регулирования составлены 30 протоколов об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 6.3, ст. 6.6, ч. 1 ст. 6.7, ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ. Наложены 15 штрафов на общую сумму 270 тыс. руб. Вынесены 10 предупреждений. Пять административных материалов находятся на рассмотрении в Управлении.

В ходе надзорных мероприятий у поставщиков отобраны и исследованы:

  • 61 проба пищевых продуктов на санитарно-химические показатели (без отклонений);
  • 69 проб пищевых продуктов на физико-химические показатели (без отклонений);
  • 92 пробы пищевых продуктов на микробиологические показатели (без отклонений);
  • 21 проба продовольственного сырья на антибиотики (без отклонений).

За истекший период 2021-2022 учебного года проведены проверки в отношении 188 общеобразовательных учреждений. По фактам нарушений обязательных требований в части организации питания возбуждено 163 административных дела по ст. 6.6, ч. 1 ст. 6.7, ч. 2 ст. 6.7, ч. 1 ст. 14.43, ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ. Вынесены административные наказания в виде 156 штрафов на общую сумму 603 тыс. руб. и 4 предупреждений. Три административных материала находятся на рассмотрении в Управлении.

В 2 школах, по результатам микробиологических исследований готовых блюд, в супе молочном с макаронными изделиями и компоте из кураги обнаружены бактерии группы кишечной палочки.

В 8 учреждениях изъята из оборота пищевая продукция (масло сливочное, окорочка куриные, сыр, рис, картофель, капуста, свекла) в общем количестве около 58 кг по таким причинам, как истечение сроков годности, отсутствие маркировки на транспортной упаковке, непредставление необходимой информации о продукции. Продукция с истекшим сроком годности уничтожена.

В одной из школ г. Йошкар-Олы выявлен факт поставки сливочного масла, не соответствовавшего требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013) по показателям идентификации (обнаружено наличие растительных стеринов) и жирнокислотному составу. Продукция в количестве 1 кг изъята из оборота.

В адрес производителя и поставщика фальсифицированного масла направлены письма о недопущении ее реализации на потребительском рынке. Информация о нахождении в обороте такой продукции доведена до сведения заинтересованных министерств и ведомств с предложением принять меры по недопуску данного изготовителя к участию в конкурсных процедурах.

Выдано 105 предписаний об устранении нарушений, из которых на сегодняшний день выполнены 20. Исполнение остальных предписаний находится на контроле Управления.

Основные недостатки, установленные при организации питания в общеобразовательных учреждениях:

  • неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние помещений;
  • некачественное проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий;
  • нарушение режима мытья посуды и инвентаря;
  • несоблюдение сроков годности продуктов;
  • нарушение условий хранения суточных проб;
  • несоблюдение условий хранения дезинфицирующих средств.

В ходе надзорных мероприятий в общеобразовательных организациях отобраны и исследованы:

  • 358 проб готовых блюд на микробиологические показатели, из них 2 пробы (0,6%) с отклонениями;
  • 358 проб готовых блюд на санитарно-химические показатели (без отклонений);
  • 716 проб готовых блюд на калорийность, из них 8 проб (1,1%) с отклонениями.

Обращений граждан с жалобами на организацию питания школьников в Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл за анализируемый период не поступало.

Контрольно-надзорные мероприятия продолжаются.