Регистрация, лицензирование

«Назад

Доклад о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности) в 2015 году

Доклад о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности) в 2015 году

 

Раздел 1. «Состояние нормативно-правового регулирования в области лицензирования конкретных видов деятельности»

 

В Республике Марий Эл исполнение государственной функции по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) осуществляется Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги:

Налоговый кодекс Российской Федерации (вторая часть от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ);

Федеральный закон от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»;

Федеральный закон от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;

Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»,

Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Федеральный закон от 14.10.2014 г. № 307-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены ограничений на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления" (будет действовать с 10.01.2016 г.);

постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»;

постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 г.  № 826 «Об утверждении типовой формы лицензии»;

постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 957  «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;

постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. № 278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)»;

постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 г. № 467 «О подготовке и предоставлении докладов о лицензировании отдельных видов деятельности, показателях мониторинга эффективности лицензирования и методике его проведения» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 № 1149);

постановление Правительства РФ от 19.06.2012 г.  № 612
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с изменением организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека";

постановление Правительства РФ от 25 февраля 2014 г. № 145
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам оценки эффективности деятельности контрольно-надзорных и лицензирующих органов";

постановление Правительства РФ от 28 октября 2015 г. № 1149
"Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";

приказ Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2007 г. № 656 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнения государственной функции по информированию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения»;

приказ Роспотребнадзора от 01.09.2004 г. № 11 «О Комиссии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по государственной регистрации и лицензированию»; 

приказ Роспотребнадзора от 14.05.2005 г. № 398 «О лицензировании территориальными управлениями Роспотребнадзора деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих)»; 

приказ Роспотребнадзора от 05.06.2006 г. № 147 «Об оформлении лицензий»;  

приказ Роспотребнадзора от  22.04.2007 г. № 90 «О внесении изменений в приказ Роспотребнадзора от 05.06.2006 г. № 147 и утверждении форм  документов, используемых в процессе лицензирования»;

приказ Роспотребнадзора от 05.07.2012 г. № 668 «О представлении сведений по форме федерального статистического наблюдения № 1-лицензирование»;

приказ Роспотребнадзора от 18.07.2012 г. № 773 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);

приказ Роспотребнадзора от 27.07.2012 г. № 796 "О подготовке докладов о лицензировании отдельных видов деятельности и показателях мониторинга эффективности лицензирования";

приказ Роспотребнадзора от 21.06.2013 г. № 433 «О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)»;

приказ Роспотребнадзора от 01.12.2013 г. №35 «Об утверждении формы предписания об устранении нарушений лицензионных требований и условий»;

приказ Роспотребнадзора от 27.12.2013 г. № 987 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности);

приказ Роспотребнадзора от 05.05.2014 г. № 383 «О лицензировании управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности);

приказ Роспотребнадзора от 22 января 2015 г. № 29 "О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности), утвержденный приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 773";

приказ Роспотребнадзора от 25 мая 2015 г. № 462 "О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 июля 2012 г. № 775";

приказ Роспотребнадзора от 27 мая 2015 г. № 470 "О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности), утвержденный приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 773".

Все вышеперечисленные нормативные правовые акты Российской Федерации обеспечивают правовое регулирование в данной сфере:  

  • регламентируют порядок лицензирования и лицензионного контроля;
  • определяют требования, предъявляемые к соискателям лицензии и лицензиатам, сроки, порядок информирования и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги;
  • устанавливают формы документов, используемых при лицензировании вышеуказанного вида деятельности;
  • обеспечивают доступность результатов предоставления государственной услуги.

Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, изменения в законодательстве, а также результаты оказания государственной услуги размещены на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл http:12.rospotrebnadzor.ru (раздел «Гос. услуги; лицензирование).

 

Раздел 2. «Организация и осуществление лицензирования конкретных видов деятельности»

 

Организация и осуществление данного вида лицензирования  осуществляется должностными лицами структурных подразделений  Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (в соответствии с утвержденной структурой Управления), в должностные обязанности которых входят функции по лицензированию.

В отделе организации надзора проводится:

1) прием и регистрация заявлений (в том числе в электронном виде) о выдаче лицензий (переоформлении лицензии) и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги и подлежащих представлению заявителем;

2) формирование и направление межведомственных запросов с целью получения сведений, необходимых для предоставления государственной услуги и находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, участвующих в предоставлении государственной услуги;

3) выдача результата предоставления государственной услуги соискателю лицензии, лицензиату;

4) внесение сведений о соискателе лицензии, лицензиате в рамках осуществления отдельных административных процедур в реестр лицензий;

5) предоставление сведений о конкретной лицензии в виде выписки из реестра лицензий.

В отделе санитарного надзора проводится:

1) рассмотрение поступивших документов, необходимых для предоставления государственной услуги; оформление при необходимости уведомлений о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направление такого уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

2) проведение плановых проверок в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом; внеплановых выездных и документарных лицензионных проверок по следующим основаниям:

  • представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии;
  • истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
  • поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
  • истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 настоящего Федерального закона;
  • наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
  • наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

3) ведение лицензионных дел;

4) подготовка проектов приказов руководителя о принятии решения по выдаче лицензии (отказу в выдаче лицензии), переоформлению лицензии (отказу в переоформлении лицензии);

5) предоставление копии акта проверки Управления по Республике Марий Эл о принятом решении либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений;

6) проведение методической работы с лицензиатами, направленной на предотвращение ими нарушений лицензионных требований;

7) подготовка информации для размещения на официальном сайте Управления.

Для внесения сведений в реестр лицензий, рассмотрения и принятия решений по лицензированию, проведения лицензионных проверок в пределах должностных полномочий определены ответственные должностные лица (2). В качестве экспертов в проведении выездных проверок могут принимать участие специалисты  ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл», имеющие сертификаты специалистов и квалификационные категории (в 2012 - 2015 гг. не принимали). Решение о выдаче лицензий принимается руководителем или (в его отсутствие) заместителями руководителя Управления.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 01 октября 2011 г. Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл при оказании государственных услуг осуществляется межведомственное электронное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти.

В 2015 году при предоставлении государственных услуг Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в федеральные органы исполнительной власти по системе межведомственного электронного взаимодействия направлено 6 запросов, в том числе:

  • 2 запроса в Росимущество о сведениях, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании зданий, сооружений и помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и соответствующих установленным требованиям, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • 2 запроса в ФНС России по Республике Марий Эл о сведениях в отношении соискателя лицензии, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (государственный регистрационный номер записи о создании соискателя лицензии, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о соискателе лицензии в Единый государственный реестр юридических лиц; идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе);
  • 2 запроса в Федеральное Казначейство о подтверждении уплаты государственной пошлины, в размере, установленном законодательством Российской Федерации.

Ответы на запросы получены в течение 2-3 дней.

В 2015 г. рассмотрены 2 заявления (в 2014 г. – 3, в 2013 г. – 4) соискателей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) и 2 заявления о прекращении действия лицензии (в 2014 г. – 3, в 2013 г. – 1).

По всем заявлениям приняты положительные решения.

Заявления от лицензиатов о  переоформлении имеющихся лицензий в отчетный период не поступали (в 2014 г. – 1, в 2013 г. – 1).

Взаимодействие в электронной форме с соискателями лицензии (лицензиатами) в рамках полномочий по лицензированию организовано посредством размещения на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в разделе «Государственные услуги. Лицензирование»информации об оказании государственных услуг.

Кроме этого информация регулярно озвучивается на семинарах-совещаниях с лицензиатами, последний из которых проведен в ноябре 2015 года.

Для получения лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) соискателем лицензии представляются в лицензирующий орган следующие документы в соответствии с Федеральными законами от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ(с учетом изменений, внесенных в федеральный закон в 2015 г.):

1) Заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным лицом, имеющим право действовать от имени этого юридического лица, в котором указываются:

  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;
  • идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
  • реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, либо иные сведения, подтверждающие факт уплаты указанной государственной пошлины;
  • реквизиты документов (наименование органа (организации), выдавшего документ, дата, номер), перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, - в отношении документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

  • копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности, и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
  • опись прилагаемых документов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года № 278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)» предоставляются:

а) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (за исключением организаций, намеренных осуществлять техническое обслуживание непосредственно в месте размещения и эксплуатации радиационных источников) на праве собственности или на ином законном основании зданий, сооружений и помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и соответствующих установленным требованиям, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих зданиях, сооружениях и помещениях);

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии оборудования, в том числе радиационных источников, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ (оказания услуг), и копии технической документации на эти радиационные источники (для организаций, намеренных осуществлять эксплуатацию, производство и хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих));

в) копии документов, подтверждающих наличие у работников, деятельность которых непосредственно связана с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), высшего образования или среднего профессионального образования и профессионального обучения по радиационной безопасности, соответствующих требованиям и характеру работ (услуг).

Для переоформления лицензии в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, адреса места осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ (оказываемых услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, лицензиатами в соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» представляется в лицензирующий орган либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении,

заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

В 2015 году в отношении соискателей лицензии проведены 2 внеплановые проверки (выездная и документарная). Нарушения лицензионных требований не выявлены, лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) своевременно оформлены.

В отношении лицензиатов проведены 3 плановые выездные проверки в соответствии с «Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл на 2015 год»; 2 из них проведены совместно с МЧС РМЭ,
ГИТ РМЭ, ПМТУ Росстандарта по ПФО, Росреестр РМЭ, ГИБДД РМЭ.

Проведение лицензионных проверок осуществляется заместителем начальника отдела санитарного надзора, имеющим высшее медицинское образование, достаточный стаж работы по специальности, и ведущим специалистом отдела санитарного надзора.

Действующий сертификат имеется у руководителя Управления, принимающего решение о выдаче (переоформлении) лицензий. Специалисты, осуществляющие лицензирование, регулярно принимают участие в семинарах, организуемых Роспотребнадзором, занимаются самообразованием.

С начала осуществления лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл с периодичностью 1 раз в 2 года проводятся семинары-совещания с руководителями юридических лиц - лицензиатов, и должностными лицами, ответственными за обеспечение радиационной безопасности. Последний семинар-совещание проведен в 2015 году.

В работе семинаров-совещаний принимают участие представители Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл и Верхневолжского отдела Инспекции радиационной безопасности Волжского МТУ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В адрес лицензиатов регулярно направляются информационно-методические письма, информации размещаются на официальном сайте Управления.  

В результате деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл и улучшения качества контроля со стороны лицензиатов, в 2013-2015 гг. не выявлялись грубые нарушения лицензионных требований и условий, квалифицируемые по ч. 4 ст. 14.1 и ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Раздел 3. «Анализ и оценка эффективности лицензирования конкретных видов деятельности»

 

Мониторинг эффективности лицензирования осуществляется на территории Республики Марий Эл в ежемесячном режиме с нарастающим итогом.

В 2015 г. количество рассмотренных заявлений о выдаче лицензий по  сравнению с 2014 г. и 2013 г. уменьшилось до 2 (в 2014 г. – 3, в 2013 г. – 4). Оба заявления поступили на бумажном носителе и рассмотрены в установленный законом срок (ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл», ООО «Висан).

Заявления о переоформлении лицензий не поступали (в 2014 г. и 2013 г. – по 1).

Общее количество действующих лицензий по состоянию на конец 2015 г. составило 23 (в 2014 г. и 2013 г. – 22).

Количество плановых проверок в отношении лицензиатов по сравнению с 2014 г. увеличилось до 3 (ООО "Газпром газораспределение Йошкар-Ола", ЗАО «Ариада», ООО «Витадент»), т.е. 13 % (в 2014 г. – 2 проверки или 9,0 %; в 2013 г. – 3 проверки или 14 %).

В ходе плановых выездных проверок ООО "Газпром газораспределение Йошкар-Ола" и ЗАО «Ариада» выявлены нарушения лицензионных требований и условий, квалифицируемые по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ:

1. Условия эксплуатации радиационных источников не отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности в соответствии с федеральными законами:

а). Выдача переносного рентгеновского дефектоскопа «Арина 3» зав. № 1790 из места постоянного хранения (хранилища), для проведения работ на объектах производится инженером Лаборатории по неразрушающим методам контроля сварных соединений, ответственным за учет и хранение рентгеновских аппаратов, без письменного разрешения руководителя организации (на момент проверки в предъявленных Нарядах-заданиях на проведение рентгенографии сварных соединений газопровода от 29.04.2015 г. № 15, от 29.05.2015 Г. № 24, от 29.06.2015 г. № 29, от 01.06.2015 г. № 30 отсутствовала подпись руководителя организации), что является нарушением п. 2.14 СанПиН 2.6.1.3164-14, ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-фз, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п/п б) пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. № 278 (ООО "Газпром газораспределение Йошкар-Ола").

б). Отсутствуют предупредительные знаки «Не включать», «Работают люди», которые навешиваются на сетевой включатель во время ремонтно-профилактических работ (на момент проверки знаки не были предъявлены), что является нарушением п. 7.4 СанПиН 2.6.1.3164-14, ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-фз, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п/п б) пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. № 278 (ООО "Газпром газораспределение Йошкар-Ола").

2. Система учета и производственного контроля не отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности:

а). В «Перечень объектов радиационного контроля» Программы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п. 2.1 программы) не включен персонал группы А, что является нарушением п. 2.4.3 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)», п.3.3 СП 1.1.1058-01», ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-фз, ч. 1,  п/п 3 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п/п в) п. 4 «Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. № 278 (ООО "Газпром газораспределение Йошкар-Ола").

б). В «Перечень форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля» Программы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п. 9 программы) не включены следующие документы:

Личная карточка регистрации инструктажа, Акт технического осмотра и электротехнического испытания рентгенаппаратов, Учетная карточка средств неразрушающего контроля, Карточка данных индивидуальных доз облучения персонала, протокол контроля индивидуальных доз облучения персонала (на момент проверки перечисленные документы в программе не были указаны), что является нарушением п. 3.7 СП 1.1.1058-01, ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-фз, ч. 1,  п/п 3 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п/п в) пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. № 278 (ООО "Газпром газораспределение Йошкар-Ола").

в). Не все результаты производственного радиационного контроля регистрируются в специальном Журнале производственного радиационного контроля (на момент проверки в журнал не были внесены индивидуальные дозы облучения персонала и результаты  измерения мощности амбиентного эквивалента дозы рентгеновского излучения на рабочих местах персонала, регистрируемые ежеквартально), что является нарушением п. 8.11 СанПиН 2.6.1.3164-14, ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-фз, ч. 1,  п/п 3 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п/п в) п. 4 «Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. № 278 (ООО "Газпром газораспределение Йошкар-Ола").

г). Не проведено измерение мощности амбиентного эквивалента дозы рентгеновского излучения на рабочих местах персонала во 2 кв. 2015 г., измеряемой 1 раз в квартал (на момент проверки предъявлены протоколы замеров лишь в 1 и 3 кв. 2015 г.; протокол замеров за 2 квартал 2015 г. не предъявлен), что является нарушением п. 8.4.1 СанПиН 2.6.1.3164-14, ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-фз, ч. 1,  п/п 3 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п/п в) пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. № 278 (ООО "Газпром газораспределение Йошкар-Ола").

д). Технический осмотр дефектоскопов проводится 1 раз в год, вместо 1 раза в месяц (на момент проверки предъявлены Учетные карточки средств неразрушающего контроля на три имеющихся дефектоскопа, в которые занесены данные об их техническом осмотре, проведенном в январе и феврале 2015 г.),что является нарушением п. 7.6 СанПиН 2.6.1.3164-14, ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-фз, ч. 1,  п/п 3 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п/п в) пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. № 278 (ООО "Газпром газораспределение Йошкар-Ола").

е). К работе с рентгеновскими дефектоскопами допущен инженер Лаборатории по неразрушающим методам контроля сварных соединений Лобанов А.Н., не прошедший периодический медицинский осмотр в феврале 2015 г., т.е. с периодичностью 1 раз в год согласно п. 3.1 (ионизирующее излучение) Приложения №1 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (согласно Медицинской книжке, последний медосмотр пройден Лобановым А.Н.04.02.2014 г.), что является нарушением п. 2.7 СанПиН 2.6.1.3164-14 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при рентгеновской дефектоскопии», п.2.5.1 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)», ст. 11, ч. 1 ст. 29, ч.ч. 1,3 ст. 34, ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-фз, ч. 1, п/п 3 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п/п в) п. 4 «Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. № 278 (ООО "Газпром газораспределение Йошкар-Ола").

ж). К работе с рентгеновскими дефектоскопами допущен инженер Лаборатории по неразрушающим методам контроля сварных соединений Лобанов А.Н., не прошедший инструктаж по радиационной безопасности (на момент проверки документ, подтверждающий факт прохождения данным специалистом инструктажа по радиационной безопасности в 2014, 2015 гг., например Журнал инструктажа, не предоставлен), что является нарушением п. 2.7 СанПиН 2.6.1.3164-14, п. 2.5.1 СП 2.6.1.2612-10 (ОСПОРБ-99/2010)», ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-фз, ч. 1, п/п 3 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п/п в) п. 4 «Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. № 278 (ООО "Газпром газораспределение Йошкар-Ола").

з). Учет источника ионизирующего излучения - досмотрового рентгеновского комплекса «ФИЛИН 145185» зав. 0150171104F/125 организован и осуществляется в бухгалтерии лишь по наименованию и заводскому номеру, в то время как необходимо учитывать и по году выпуска (на момент проверки в предоставленной Инвентарной карточке учета объекта основных средств от 08.09.2009 г. № 2444 не был указан год выпуска рентгеновского комплекса), что является нарушением п. 3.5.8 СП 2.6.1.2612-10 ОСПОРБ 99/2010, ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-фз, п/п 3 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от04 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п/п в) п. 4 «Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв. постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2012 г. № 278 (ЗАО «Ариада»).

и). Не назначены лица, ответственные за учет и хранение источника ионизирующего излучения (на момент проверки приказ о назначении лица, ответственного за учет и хранение досмотрового рентгеновского комплекса «ФИЛИН 145185» зав. № 0150171104F/125, не представлен), что является нарушением п.2.2 СанПиН 2.6.1.2369-08, ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-фз, п/п 3 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от04 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п/п в) п. 4 «Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв.постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2012 г. № 278 (ЗАО «Ариада»).

к). Не организован производственный контроль наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий хранения источника ионизирующего излучения – досмотрового рентгеновского комплекса «ФИЛИН 145185» зав. № 0150171104F/125 санитарным правилам, которое выдают органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (на момент проверки действующее санитарно-эпидемиологическое заключение не предоставлено; срок ранее выданного санитарно-эпидемиологического заключения от 02.09.2009 г. № 12.РЦ. 07.000.М.000807.09.09 истек 02.09.2014 г.), что является нарушением п.п. 1,7, 3.4.2 СП 2.6.1.2612-10 (ОСПОРБ 99/2010)», п. 1.2.8 СанПиН 2.6.1.2369-08, п.2.1, п/п г) п.2.4 СП 1.1.1058-01 ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-фз, п/п 3 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п/п в) п. 4 «Положения о лицензировании деятельности в областииспользования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключениемслучая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. № 278 (ЗАО «Ариада»).

л). Не организован производственный контроль наличия инструкции по действиям персонала в аварийных ситуациях, в результате чего данная инструкция не разработана и не утверждена (на момент проверки инструкция не предоставлена), что является нарушением п.2.2 СанПиН 2.6.1.2369-08, п. 2.1, п/п г) п. 2.4 СП 1.1.1058-01, ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-фз, п/п 3 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п/п в) п. 4 «Положения о лицензировании деятельности в областииспользования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключениемслучая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. № 278 (ЗАО «Ариада»).

м). Не организован производственный контроль наличия официально изданных санитарных правил в соответствии с осуществляемой деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (хранение досмотрового рентгеновского комплекса «ФИЛИН 145185» зав. № 0150171104F/125), в результате чего отсутствуют: СП 2.6.1.2612-10 (ОСПОРБ-99/2010)», СанПиН 2.6.1.2369-08(на момент проверки перечисленные санитарные правила не были предоставлены ни в электронном виде, ни на бумажных носителях), что является нарушением п/п а) п.2.4 СанПиН 1.1.1058-01, ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-фз,  п/п 3 ч.3ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п/п в) п. 4 «Положения о лицензировании деятельности в областииспользования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключениемслучая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. № 278 (ЗАО «Ариада»).

3. В штате отсутствуют работники, деятельность которых непосредственно связана с источником ионизирующего излучения (генерирующим), а именно с хранением досмотрового рентгеновского комплекса «ФИЛИН 145185» № 0150171104F/125, прошедшие подготовку и аттестацию по вопросам обеспечения радиационной безопасности (на момент проверки не предъявлены документы, подтверждающие факт обучения работников – удостоверения, др.), что является нарушением п. 2.5.1 СП 2.6.1.2612-10 ОСПОРБ 99/2010, ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-фз «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п/п 2 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от04 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п/п г) п. 4 «Положения о лицензировании деятельности в областииспользования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключениемслучая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв.постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2012 г. № 278 (ЗАО «Ариада»).

4. Отсутствует согласованный с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, «План мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии» (на момент проверки не был предоставлен соответствующий план), что является нарушением п. 6.4 СП 2.6.1.2612-10 (ОСПОРБ 99/2010)», ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-фз,ч. 1 ст. 8 Федерального закона от04 мая 2011 г. № 99-ФЗ , п/п д) пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности в областииспользования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключениемслучая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. № 278 (ООО "Газпром газораспределение Йошкар-Ола", ЗАО «Ариада»).

Общее количество случаев нарушения лицензионных требований, выявленных по результатам проверок в 2015 г., составило 17 (в 2014 г. – 6; в 2013 г. – 9).

По фактам выявления нарушений лицензионных требований составлены 2 протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ (в 2014 г. - 2, в 2013 г. – 3): 1 протокол в отношении юридического лица и 1 протокол в отношении ответственного должностного лица (в 2014 г. аналогично; в 2013 г. - 1 протокол в отношении юридического лица и 2 протокола в отношении ответственных должностных лиц).

В обоих случаях выданы Предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий, которые выполнены.

По итогам рассмотрения обоих протоколов мировыми судьями приняты решения о вынесении административных взысканий в виде предупреждений.

Проверить соблюдение лицензионных требований ООО «Витадент» не представилось возможным, т.к. на момент проведения плановой проверки юридическое лицо не осуществляло лицензируемый вид деятельности - хранение медицинских стоматологических рентгенаппаратов (рентгенаппараты в хранилище отсутствовали; записи об их приобретении и продаже в приходно-расходном журнале не производились с 2012 г.).

В то же время, по факту выявления нарушений СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)», регламентирующих требования к обеспечению радиационной безопасности, ООО «Витадент» привлечено к административной ответственности в виде штрафа по статье 6.3 КоАП РФ.

Отказа в предоставлении и переоформлении лицензий в 2013 – 2015 г.г. не было.

В отчетный период было прекращено действие 2 лицензий по заявлениям руководителей хозяйствующих субъектов (ФГБОУ ВПО «Марийский государственный технологический университет», ЗАО «Ариада»).

Случаи причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также приведшие к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, произошедшие по причине нарушения лицензионных требований, в 2013–2015 гг. не выявлялись.

При возникновении случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, произошедших по причине нарушения лицензионных требований, хозяйствующими субъектами будет организован мониторинг в соответствии с санитарными правилами и разработанными программами производственного радиационного контроля.

Случаев оспаривания в суде оснований и результатов проведения Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл проверок деятельности лицензиатов в 2013-2015 гг. не отмечалось.

 

«Выводы и предложения по осуществлению лицензирования конкретных видов деятельности»

 

Выводы:

1. В связи с изменениями, внесенными в СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)», в отчетный период выданы лицензии на право осуществления деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) организациям, осуществляющим радиационный контроль - ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл», ООО «Висан» (Аттестат аккредитации Госстандарта России № САРК RU0001.518687 действителен до 28.10.2016 г.).

2. На территории республики юридические лица, осуществляющие  деятельностьв области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) без лицензий в 2015 году не выявлены.

3. Лицензирование деятельности, плановый лицензионный контроль, организационные мероприятия в отношении лицензиатов (регулярные семинары-совещания, информирование) сыграли свою роль: при плановых проверках лицензиатов грубые нарушения лицензионных требований не выявлялись.

Предложения:

1. В связи с изложенным целесообразно сохранить режим лицензирования для регулирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности).