«Назад

О деятельности Управления Роспотребнадзора, ориентированной на профилактику правонарушений

О деятельности Управления Роспотребнадзора, ориентированной на профилактику правонарушений

 

В деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл одним из основных направлений является снижение административной нагрузки при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, которое  достигается обеспечением 3-х летнего моратория на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства с 2016 по 2018 годы; а также применением с 1 января 2017 года риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора).

Данный метод позволяет осуществлять дифференцированный подход к проведению контрольных мероприятий в зависимости от степени риска причинения хозяйствующими субъектами вреда охраняемым законом ценностям и позволяет отказаться от всеобъемлющего контроля всех хозяйствующих субъектов: надзору подлежат только объекты, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда, а отдельные категории объектов с низким уровнем риска освобождаются от планового контроля.

С учетом такого метода составлен план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год, который включает в себя 410 проверок.

Наибольшую часть плана на 2018 год  составляют проверки:

  • учреждений образования - 68% (279 проверок);
  • 10,5% составляют проверки в области здравоохранения (43 проверки);
  • 7,3%– проверки учреждений, предоставляющих коммунальные, социальные и персональные услуги (30);
  • 6,6% - проверки промышленных предприятий (27);
  • 3,2%– проверки деятельности в сфере производства пищевых продуктов (13);
  • 1,7% - проверки в сфере торговли пищевыми продуктами (7);
  • 1%– в сфере сельского хозяйства (4);
  • 1,5%– проверки иных видов деятельности (6);
  • 0,2%– проверки деятельности транспорта (1).

То есть, наибольшую часть плана на 2018 год, 78,5% (322 проверки),  составляют проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области здравоохранения, образования, оказывающих социальные услуги с обеспечением проживания, детских лагерей, периодичность проведения которых установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №944.

21,5% от общего числа запланированных проверок (88 проверок), составляют субъекты, периодичность проведения плановых проверок которых установлена с учетом отнесения деятельности юридических лиц и(или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806.

Плановые проверки в целях осуществления государственного надзора в области защиты прав потребителей в план проведения плановых проверок на 2018 год не включались.

При подготовке проекта плана проверок на 2018 год учитывались требования ст. 26.1 Федерального закона №294-ФЗ в части ограничения (запрета) проведения плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства на 2016-2018 годы.

В связи с этим проверки в отношении субъектов малого предпринимательства на 2018 год не запланированы. Основания для их включения, такие как наличие вступивших в законную силу постановлений о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности, отсутствовали (на 2017 г. – запланировано 2 проверки).

План проверок на 2018 год сформирован с применением риск-ориентированного подхода. В августе 2017 года актуализированы перечни объектов государственного надзора, которым присвоены категории риска. Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включаемых в проект ежегодного плана ЮЛ и ИП, формировался из сведений Федерального реестра с учетом отнесения деятельности ЮЛ, ИП и используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска. Управлением в постоянном режиме проводится работа по актуализации сведений Федерального реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: сведения поданных уведомлений, результаты проведенных проверок, информация, направленная самими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, вносится в Федеральный реестр в течение 10 дней с момента получения такой информации.

Все объекты надзора, отнесенные к первым трем категориям риска (чрезвычайно высокой, высокой, значительной), и подлежащие плановому надзору в 2018 году, включены в план проверок в полном объеме, с учетом периодичности проведения проверок и принадлежности к субъектам малого предпринимательства.

Объекты чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска составляют 81,8% от общего количества объектов, запланированных на 2018 год (2017 – 55%), объекты низкого риска отсутствуют.

Еще одним из методов снижения административной нагрузки на бизнес является проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований. Данный подход закрепляет приоритет прекращения нарушения обязательных требований и их последствий над применением мер ответственности за допущенные нарушения, что поможет снизить административную нагрузку на бизнес и сконцентрироваться на профилактике правонарушений.

В целях предупреждения нарушения обязательных требований Управлением проводятся следующие мероприятия:

  • на официальном сайте Управления размещен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора);
  • на постоянной основе осуществляется информирование ЮЛ и ИП по вопросам соблюдения обязательных требований посредством проведения семинаров, совещаний, заседаний Общественного совета, проведения разъяснительной работы в средствах массовой информации;
  • в ежеквартальном режиме проводятся публичные обсуждения результатов правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора), с размещением итоговой информации на официальном сайте Управления;
  • выдаются предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Предостережение – новая для большинства видов контроля форма осуществления контрольных мероприятий, которая заключается в предупреждении подконтрольного субъекта об имеющемся или возможном нарушении требований правовых актов. Введение института предостережения предоставило контрольно-надзорным органам право отреагировать на готовящееся или возможное нарушение без проведения внеплановой проверки, а принятие необходимых мер по полученному предостережению, в свою очередь, позволит бизнесу избежать возможного административного наказания.

В целях реализации одного из актуальнейших направлений - обеспечения прозрачности и информационной открытости -активно осуществляется взаимодействие с общественными организациями, представляющими интересы бизнес сообщества. Представители ассоциаций предпринимателей входят в состав Консультативного совета по защите прав потребителей, организуют работу Общественного совета, образованного при Управлении Роспотребнадзора. Актуальные вопросы взаимодействия с предпринимательским сообществом являются предметом обсуждения на семинарах-совещаниях, «круглых столах»; на главной странице сайта создан раздел «Для предпринимателей», где размещается информация об изменениях законодательства и другие новости, представляющие интерес для предпринимателей. Проведение акции «День открытых дверей для предпринимателей» стало традицией для Роспотребнадзора.